Предыдущая Оглавление Следующая

PzGer286.jpg PzGer287.jpg
PzGer288.jpg PzGer285.jpg

Противотанковая СУ 12,8 cm Selbstfahrlafette L/61 (Pz Sf V)

Параллельно в 1942-1943 годах было произведено 242 (а также 175 переделано из линейных танков) СУ «Мардер III» следующей версии — 7.5cm РаК40/3 auf Pz Kpfw 38(t) Ausf A (Sd Kfz 138). Эта модель приобрела более пропорциональные формы: подбашенная коробка базовой машины была срезана, а щитовое ограждение 7,5-см пушки увеличено. Она также воевала в Европе и в Африке.

И, наконец, с апреля 1943-го по апрель 1944 года было построено 975 Pz Jag 38(t) mit 7.5cm PaK40/3 Ausf M (Sd Kfz 138). Двигатель на них переносился в среднюю часть корпуса, что позволило передвинуть рубку с пушкой на корму и тем самым повысить устойчивость установки и улучшить условия работы орудийного расчета.

До самого конца войны «Мардеры» интенсивно использовались на всех фронтах. На 1 февраля 1945 года в строю их насчитывалось 529 единиц.

PzGer289.jpg

Противотанковая СУ Мардер III - M

7,5- и 7,62-см пушки устанавливались и на других объектах бронетанковой техники. Так, например, в конце 1941 года на девяти полугусеничных тягачах BN9 фирмы Бюссинг-NAG соорудили коробку из 10-мм броневых листов, а в ней поместили трофейную советскую пушку. Эти импровизированные СУ — 7.62cm PaK36(r) auf Pz Jag Sf Zgkw 5t (Sd Kfz 6) были отправлены в Северную Африку и отличились в боях у Эль-Газала в мае 1942 года. Их боевая масса — 10,5 т, экипаж — пять человек, скорость — 50 км/ч.

В 1943 году фирма Штайр-Даймлер-Пух (Австрия) в кузовах 60 гусеничных тягачей RS «Ost» за щитом смонтировала 7,5-см пушку. Такие противотанковые самоходные установки — 7.5cm РаК40/4 auf Raupenschlepper «Ost» (Sf) участвовали в боевых действиях с весны 1944 года. Броневыми листами толщиной 5 мм прикрывалась и кабина водителя. Боевая масса — 5,2 т, экипаж — четыре человека, скорость — 17 км/ч.

Самым мощным противотанковым вооружением обладала СУ «Nashorn» (первоначально называлась «Hornisse») или 8.8cm PaK43/1 (L/71) auf Fgst Pz III/IV (Sf) (Sd Kfz 164). Тем не менее, для машин такого типа у нее была явно недостаточной броневая защита и слишком высокий силуэт.

Базировалась СУ на комбинированном шасси, специально разработанном фирмой Алькетт, но так и не реализованном на штурмовых орудиях: трансмиссия, бортовые передачи, траки от Pz Kpfw III, а ходовая часть, ведущее колесо, ленивец — от Pz Kpfw IV. В 1942 году провели полигонные испытания с 8,8-см противотанковой пушкой РаК43/1 (примерно такой же, как на «Элефантах»). Чтобы рациональнее распределить нагрузку и сделать установку более устойчивой, двигатель с коробкой перемены передач перенесли вперед. Боевое отделение, таким образом, смещалось в корму. Номера расчета от огня противника прикрывались спереди, по бокам и частично сзади броневыми щитами толщиной 10 мм. Водитель располагался под броневым колпаком спереди слева. «Насхорны» стали поступать в войска с февраля 1943 года. До конца войны фирмой Дойче Айзенверке выпущено 494 машины.

Из других переделок и импровизаций упомянем еще 12.8cm Selbstfahrlafette L/61 (Pz Sf V). В начале 1942 года нашли применение двум шасси экспериментального танка VK3001(H) — предшественника «Тигра». В открытой сверху и сзади броневой рубке, смещенной к корме, установили 12,8-см пушку и пулемет. Получилась мощная противотанковая СУ для борьбы с советскими тяжелыми танками. Ее боевая масса составляла 35 т при толщине брони по бортам корпуса и на рубке всего 15 мм. В 1943 году одну почти исправную машину захватили в качестве трофея наши войска. Она и сейчас экспонируется в танковом музее в Кубинке.

Известны случаи установки 3,7- и 5,0-см противотанковых пушек на полугусеничные тягачи без броневой защиты, например 5-см орудия РаК38 на легкобронированный транспортер боеприпасов «Боргвард» («Borgvard»).

Предыдущая Оглавление Следующая