Предыдущая Оглавление Следующая

БРОНЕАВТОМОБИЛИ

PzGer377.jpg

Первый немецкий бронеавтомобиль был построен в 1906 году фирмой Эрхардт. Во время Первой мировой войны их уже сотнями использовали на фронте. По Версальскому мирному договору Германии разрешалось оставить несколько бронеавтомобилей в составе полиции для подавления внутренних беспорядков. Только в 1932-1934 годах фирма Даймлер-Бенц выпустила для нужд возрождающейся армии 147 двухосных пулеметных (Maschinengewehr-kraftwagen — Kfz 13) и радийных (Funk-kraftwagen — Kfz 14) машин. Примечательно, что первые не имели башен, а у вторых не было пулемета. Их масса составляла 2,1 т, экипаж — два и три человека соответственно, скорость — 70 км/ч. Поступали они, как и последующие модели, в основном в разведывательные подразделения.

В 1935-1940 годах фирма Везерхютте построила 339 двухосных легких бронеавтомобилей (leichter Panzerspähwagen MG) Sd Kfz 221 (у нас они назывались «Хорх I»). В башне без крыши устанавливался пулемет, а на машинах последних выпусков — противотанковое ружье с коническим стволом. Защита экипажа обеспечивалась противопульной броней. Бортовые листы были сильно скошены к днищу и к верху. На той же базе выпускались радиомашины с двумя радиостанциями (в 1940-1943 гг. — 493 единицы) для подразделений связи панцерваффе. Их экипаж состоял из четырех человек. С аналогичным оборудованием, но теперь и пулеметным вооружением в открытой башне было произведено 550 Sd Kfz 223.

Следующий легкий бронеавтомобиль Sd Kfz 222 (в 1936-1943 гг. построено 989 машин) вооружался пулеметом и 2,0-см автоматической пушкой с углом возвышения 87°. Это позволяло использовать его в интересах противовоздушной обороны.

За 1932—1937 годы произвели 151 тяжелый трехосный бронеавтомобиль (schwerer Panzerspähwagen 6-Rad) Sd Kfz 231 (и его варианты 232 и 263). Все они, в том числе и радиомашины, имели 2,0-см пушку и пулемет в закрытой башне.

С 1936 года фирмы Дойче Верке и Шихау освоили сборку четырехосных тяжелых бронеавтомобилей (8-Rad) Sd Kfz 231. Шасси изготовляла фирма Бюссинг-НАГ. Все колеса были ведущими и управляемыми. Это усложняло конструкцию, но и обеспечивало высокую проходимость, а также возможность двигаться в шестискоростном режиме как вперед, так и назад. В экипаж включалось два водителя. Бронирование по сравнению с предыдущими моделями усиливалось. Радиомашины имели по две радиостанции. До 1943 года было выпущено 607 таких бронеавтомобилей.

На базе слегка измененного корпуса (без башни и крыши) от Sd Kfz 231 в 1942—1943 годах построено 109 бронеавтомобилей огневой поддержки (Sd Kfz 233) с 7,5-см орудием. Оно характеризовалось ограниченным углом (12°) горизонтальной наводки. Еще больше усиливалось бронирование. Но в ближнем бою машины оказывались совершенно беззащитными, так как не имели пулемета.

В 1938-1943 годах изготовлено 240 четырехосных радиомашин Sd Kfz 263. Особенность заключалась в том, что над корпусом от Sd Kfz 231 надстраивалась просторная рубка. Поэтому часто их использовали и как штабные машины. Пулемет устанавливался по необходимости.

Завершают шеренгу немецких бронеавтомобилей тяжелые четырехосные машины серии Sd Kfz 234, выпускавшиеся в 1943-1945 годах в нескольких вариантах. Так, в открытой сверху низкой башне Sd Kfz 234/1 (всего построено 200 единиц) монтировалась на станке 2,0-см пушка с углом вертикальной наводки 70°.

В открытом корпусе Sd Kfz 234/3 и 4 устанавливались артиллерийские системы калибром 7,5 см с ограниченными углами горизонтальной наводки. «Тройка» с орудием KwK37 L/24 считалась бронеавтомобилем огневой поддержки, а «четверка» с пушкой РаК40 L/46 — маневренным противотанковым средством. Их построили 88 и 89 единиц соответственно.

Несомненным шедевром стал бронеавтомобиль «Пума» («Puma») Sd Kfz 234/2. На четырехосный корпус приспособили вращающуюся башню, первоначально предназначавшуюся танку «Луке», с 5,0-см пушкой KwK39/1 и спаренным пулеметом.

Машины серии Sd Kfz 234 заметно отличались высокой скоростью и очень большим (900 км) запасом хода, были хорошо бронированы, а некоторые из них даже оснащены двумя радиостанциями.

В 1941-1942 годах выпустили также 58 двухосных колесных бронетранспортеров Sd Kfz 247 для командира и начальника штаба разведывательных батальонов. Их масса — 4,5 т, экипаж — шесть человек, скорость — 89 км/ч, запас хода — 400 км. Корпус крыши не имел, и постоянное вооружение не ставилось.

С аншлюсом Австрии вермахт получил 14 четырехосных полицейских бронеавтомобилей ADGZ (еще 25 были достроены в 1942 году). Их боевая масса — 12т, экипаж — шесть человек, вооружение — 2,0-см пушка KwK35 и пулемет. Два водителя обеспечивали движение вперед и назад с одинаковой скоростью — 70 км/ч. В частях СС они применялись против партизан.

PzGer378.jpg

Тяжелый БА Sd Kfz 231 (8-Rad)
PzGer379.jpg PzGer380.jpg

Легкий БА Sd Kfz 222 в Северной Африке

Sd Kfz 232

Предыдущая Оглавление Следующая