Предыдущая Оглавление Следующая

Из других версий известны бронетранспортеры командирские (Sd Kfz 251/ 5 и 6), радийные (Sd Kfz 251/3) и связные (Sd Kfz 251/11 и 19), огнеметные (Sd Kfz 251/16), санитарные транспортеры переднего края (Sd Kfz 251/8), артиллерийской инструментальной разведки и наблюдения (Sd Kfz 251/12, 13, 14 и 15), с инфракрасными прожекторами подсветки целей ночью (Sd Kfz 251/20), зенитным вооружением (Sd Kfz 251/21 и 23).

В 1939 году армейское руководство решило дополнить парк БТР легкой машиной, предназначенной в основном для разведки. Фирмы Бюссинг-NAG и Демаг сконструировали ее (заводское обозначение D7p) на базе полугусеничного однотонного тягача. С июня 1941-го leSPW (leichter Schützenpanzerwagen) Sd Kfz 250 пошел в серию. Шесть разных фирм произвели до конца войны более 6600 таких БТР двух модификаций. У поздних машин за счет упрощения конструкции броневого корпуса боевая масса уменьшилась до 5,4 т.

Компоновкой (двигатель и ведущее колесо — переднего расположения) Sd Kfz 250 походил на средний бронетранспортер. В ходовой части он имел четыре расположенных в шахматном порядке катка на индивидуальной торсионной подвеске. Основное вооружение — один-два пулемета калибром 7,92 мм.

Германский легкий бронетранспортер выпускался по крайней мере в 12 вариантах. Здесь четко просматриваются три группы машин: для разведывательных батальонов танковых и панцергренадирских дивизий, линейных панцергренадирских подразделений, а также специального назначения. В числе первых наиболее многочисленным был Sd Kfz 250/1, предназначенный для перевозки полуотделения (четыре человека) пехоты. Выпускалась машина до конца войны.

Сюда же следует отнести средства поддержки: Sd Kfz 250/7 — самоходный 8,1-см миномет с боекомплектом 42 мины и работающий с ним в паре транспортер боеприпасов (66 мин); Sd Kfz 250/8 с орудием KwK37 L/24 калибром 7,5 см (боекомплект 20 выстрелов); Sd Kfz 250/3 — машина управления с радиостанцией FuG8 и рамочной антенной.

Панцергренадирские подразделения получили Sd Kfz 250/9 с 2,0-см автоматической пушкой KwK38, устанавливаемой сначала в башне, а затем на шкворне (боекомплект 100 выстрелов); Sd Kfz 250/10 с 3,7-см противотанковой пушкой РаК35/36; Sd Kfz 250/11 с тяжелым противотанковым ружьем sPzB41 калибром 2,8 см (боекомплект 168 выстрелов).

Из последней группы назовем укладчик телефонного кабеля (Sd Kfz 250/2), транспортер боеприпасов для штурмовых орудий (Sd Kfz 250/6), машину наблюдения (Sd Kfz 250/4) и управления артиллерийским огнем (Sd Kfz 250/12). Ограниченное число бронетранспортеров не имело надстройки. Они использовались для перевозки грузов на открытой платформе.

Из других типов легких БТР известны подвижные посты наблюдения (Sd Kfz 253) и транспортеры боеприпасов (Sd Kfz 252) для штурмовых артиллерийских бригад. Кузова обеих машин прикрывались броневой крышей. В 1940—1941 годах их построили 285 и 413 единиц соответственно.

В те же годы венская фирма Заурер выпустила 128 машин управления и наблюдения RP-7/2 с двойным движителем (Sd Kfz 254). На колесах этот бронетранспортер развивал скорость 60 км/ч. При движении на гусеницах колеса поднимались по бортам. Основное оборудование— три радиостанции.

Под конец войны фирма Ауто Унион изготовила два гусеничных БТР «Кетцхен» Kätzchen») с пятью катками большого диаметра шахматного расположения. Ведущее колесо — спереди. В наклонном лобовом листе монтировался пулемет в шаровой установке. Двигатель развивал мощность 180 л. с. Других данных по этим образцам нет.

PzGer375.jpg

Транспортер для перевозки боеприпасов штурмовых орудий Sd Kfz 252 Справа — Stug III

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ ПРОИЗВОДСТВО

Наименование образца

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Всего

Sd Kfz 250

389

1374

2895

1701

269

6626

Sd Kfz 251

232

237

424

1200

4258

7785

1016

15152

ИТОГО

232

237

813

2574

7153

9486

1285

21.780

БОЕВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕМЕЦКИХ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ

leSPW Sd Kfz 250

Sd Kfz 250/10

leSPW Sd Kfz 250 neu

mSPW Sd Kfz 251 Ausf C

mSPW Sd Kfz 251 Ausf D

Sd Kfz 251/9

Sd Kfz 254

Год выпуска

1941

1941

1944

1939

1943

1942

1940

Боевая масса, кг

5800

5700

5400

7800

8000

8500

6400

Экипаж, чел.

2

4

2

2

2

3

8

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина по корпусу, мм

4560

4560

4610

5800

5980

5800

4560

Ширина, мм

1950

1950

1950

2100

2100

2100

2020

Высота, мм

1660

1970

1660

1750

1750

2070

1880

ЗАЩИЩЕННОСТЬ. Толщина броневых листов, мм (угол наклона к вертикали, град.)

Лобовая часть корпуса

14,5(12)

14,5(12)

15(12)

14,5(21)

15(22)

14,5(21)

15(20)

Борта корпуса

8(30)

8(30)

8(30)

8(35)

8(35)

8(35)

8(0)

ВООРУЖЕНИЕ

Марка пушки

_

РаК35/36

см. текст

см. текст

см. текст

KwK37

Калибр в мм (длина ствола в кпб)

37(45)

75(24)

Боекомплект, выстр., шт.

216

52

Число пулеметов и их калибр, мм

1 или 2-7,92

1-7,92

1 или 2-7,92

1 или 2-7,92

1 или 2-7,92

2-7,92

1—7,92

Боекомплект, патронов, шт.

1100

2010

подвижность

Двигатель, тип, марка

«Майбах» HL42TRKM

«Майбах» HL42TRKM

«Майбах» HL42TUKRM

«Майбах» HL42TUKRM

«Майбах» HL42TUKRM

«Майбах» HL42TUKRM

«Заурер» CRDv

Мощность двигателя, л, с.

100

100

100

100

100

100

70

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

60

60

60

53

53

53

60

Запас хода по шоссе, км

320

320

300

300

300

300

500

Предыдущая Оглавление Следующая