Из других версий известны бронетранспортеры командирские (Sd Kfz 251/ 5 и 6), радийные (Sd Kfz 251/3) и связные (Sd Kfz 251/11 и 19), огнеметные (Sd Kfz 251/16), санитарные транспортеры переднего края (Sd Kfz 251/8), артиллерийской инструментальной разведки и наблюдения (Sd Kfz 251/12, 13, 14 и 15), с инфракрасными прожекторами подсветки целей ночью (Sd Kfz 251/20), зенитным вооружением (Sd Kfz 251/21 и 23).
В 1939 году армейское руководство решило дополнить парк БТР легкой машиной, предназначенной в основном для разведки. Фирмы Бюссинг-NAG и Демаг сконструировали ее (заводское обозначение D7p) на базе полугусеничного однотонного тягача. С июня 1941-го leSPW (leichter Schützenpanzerwagen) Sd Kfz 250 пошел в серию. Шесть разных фирм произвели до конца войны более 6600 таких БТР двух модификаций. У поздних машин за счет упрощения конструкции броневого корпуса боевая масса уменьшилась до 5,4 т.
Компоновкой (двигатель и ведущее колесо — переднего расположения) Sd Kfz 250 походил на средний бронетранспортер. В ходовой части он имел четыре расположенных в шахматном порядке катка на индивидуальной торсионной подвеске. Основное вооружение — один-два пулемета калибром 7,92 мм.
Германский легкий бронетранспортер выпускался по крайней мере в 12 вариантах. Здесь четко просматриваются три группы машин: для разведывательных батальонов танковых и панцергренадирских дивизий, линейных панцергренадирских подразделений, а также специального назначения. В числе первых наиболее многочисленным был Sd Kfz 250/1, предназначенный для перевозки полуотделения (четыре человека) пехоты. Выпускалась машина до конца войны.
Сюда же следует отнести средства поддержки: Sd Kfz 250/7 — самоходный 8,1-см миномет с боекомплектом 42 мины и работающий с ним в паре транспортер боеприпасов (66 мин); Sd Kfz 250/8 с орудием KwK37 L/24 калибром 7,5 см (боекомплект 20 выстрелов); Sd Kfz 250/3 — машина управления с радиостанцией FuG8 и рамочной антенной.
Панцергренадирские подразделения получили Sd Kfz 250/9 с 2,0-см автоматической пушкой KwK38, устанавливаемой сначала в башне, а затем на шкворне (боекомплект 100 выстрелов); Sd Kfz 250/10 с 3,7-см противотанковой пушкой РаК35/36; Sd Kfz 250/11 с тяжелым противотанковым ружьем sPzB41 калибром 2,8 см (боекомплект 168 выстрелов).
Из последней группы назовем укладчик телефонного кабеля (Sd Kfz 250/2), транспортер боеприпасов для штурмовых орудий (Sd Kfz 250/6), машину наблюдения (Sd Kfz 250/4) и управления артиллерийским огнем (Sd Kfz 250/12). Ограниченное число бронетранспортеров не имело надстройки. Они использовались для перевозки грузов на открытой платформе.
Из других типов легких БТР известны подвижные посты наблюдения (Sd Kfz 253) и транспортеры боеприпасов (Sd Kfz 252) для штурмовых артиллерийских бригад. Кузова обеих машин прикрывались броневой крышей. В 1940—1941 годах их построили 285 и 413 единиц соответственно.
В те же годы венская фирма Заурер выпустила 128 машин управления и наблюдения RP-7/2 с двойным движителем (Sd Kfz 254). На колесах этот бронетранспортер развивал скорость 60 км/ч. При движении на гусеницах колеса поднимались по бортам. Основное оборудование— три радиостанции.
Под конец войны фирма Ауто Унион изготовила два гусеничных БТР «Кетцхен» («Kätzchen») с пятью катками большого диаметра шахматного расположения. Ведущее колесо — спереди. В наклонном лобовом листе монтировался пулемет в шаровой установке. Двигатель развивал мощность 180 л. с. Других данных по этим образцам нет.
Транспортер для перевозки боеприпасов штурмовых орудий Sd Kfz 252 Справа — Stug III
Наименование образца |
1939 |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
Всего |
Sd Kfz 250 |
389 |
1374 |
2895 |
1701 |
269 |
6626 |
||
Sd Kfz 251 |
232 |
237 |
424 |
1200 |
4258 |
7785 |
1016 |
15152 |
ИТОГО |
232 |
237 |
813 |
2574 |
7153 |
9486 |
1285 |
21.780 |
БОЕВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕМЕЦКИХ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ
leSPW Sd Kfz 250 |
Sd Kfz 250/10 |
leSPW Sd Kfz 250 neu |
mSPW Sd Kfz 251 Ausf C |
mSPW Sd Kfz 251 Ausf D |
Sd Kfz 251/9 |
Sd Kfz 254 |
|
Год выпуска |
1941 |
1941 |
1944 |
1939 |
1943 |
1942 |
1940 |
Боевая масса, кг |
5800 |
5700 |
5400 |
7800 |
8000 |
8500 |
6400 |
Экипаж, чел. |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
8 |
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ |
|||||||
Длина по корпусу, мм |
4560 |
4560 |
4610 |
5800 |
5980 |
5800 |
4560 |
Ширина, мм |
1950 |
1950 |
1950 |
2100 |
2100 |
2100 |
2020 |
Высота, мм |
1660 |
1970 |
1660 |
1750 |
1750 |
2070 |
1880 |
ЗАЩИЩЕННОСТЬ. Толщина броневых листов, мм (угол наклона к вертикали, град.) |
|||||||
Лобовая часть корпуса |
14,5(12) |
14,5(12) |
15(12) |
14,5(21) |
15(22) |
14,5(21) |
15(20) |
Борта корпуса |
8(30) |
8(30) |
8(30) |
8(35) |
8(35) |
8(35) |
8(0) |
ВООРУЖЕНИЕ |
|||||||
Марка пушки |
_ |
РаК35/36 |
см. текст |
см. текст |
см. текст |
KwK37 |
|
Калибр в мм (длина ствола в кпб) |
37(45) |
75(24) |
|||||
Боекомплект, выстр., шт. |
— |
216 |
52 |
||||
Число пулеметов и их калибр, мм |
1 или 2-7,92 |
1-7,92 |
1 или 2-7,92 |
1 или 2-7,92 |
1 или 2-7,92 |
2-7,92 |
1—7,92 |
Боекомплект, патронов, шт. |
1100 |
2010 |
|||||
подвижность |
|||||||
Двигатель, тип, марка |
«Майбах» HL42TRKM |
«Майбах» HL42TRKM |
«Майбах» HL42TUKRM |
«Майбах» HL42TUKRM |
«Майбах» HL42TUKRM |
«Майбах» HL42TUKRM |
«Заурер» CRDv |
Мощность двигателя, л, с. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
70 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
60 |
60 |
60 |
53 |
53 |
53 |
60 |
Запас хода по шоссе, км |
320 |
320 |
300 |
300 |
300 |
300 |
500 |