![]() |
![]() |
Бронеавтомобиль UNL-35 на базе советского грузовика ЗиС-5 |
"Бильбао» — самый массовый БА периода гражданской войны в Испании |
Таким образом ходовая часть танка была хорошо защищена от попадания в нее пуль и осколков снарядов, а также от грязи и камней, однако, отсутствие подрессоривания делало ее весьма ненадежной. Не было на траках гусениц и развитых грунтозацепов, что отрицательно сказывалось на проходимости. Танки «Трубиа» в Испании применялись в боях, например, при обороне Овиедо и у Эстремадуры, причем для боев в городских условиях их пулеметного вооружения оказалось вполне достаточно. Однако, их было так мало, что говорить о каком-то реальном значении этих машин не приходится: с таким же успехом испанцы могли бы их и вовсе не иметь.*
Уже в ходе войны на базе артиллерийского трактора «Ландеса», имевшего сходную с «Трубиа» ходовую часть, была предпринята попытка создать «боевой пехотный танк» — «Трубиа» мод. 1936, или «Трубиа-Наваль», по названию финансирующей организации, хотя среди республиканцев этот танк был известен и под другим названием — «машина Эускади».
Танк получился совсем маленьким, очень легким, однако, имел экипаж из трех человек и вооружался двумя пулеметами «Льюис» калибра 7,7 мм в шаровых установках, хотя по проекту должен был иметь орудие в башне. Танк довольно широко применялся в боях, но опять-таки их было очень мало.
В 1937 г. специалистам этого же завода командованием националистов было поручено создать собственный пехотный танк, который бы превосходил как советские, так и итало-германские машины. Броневая защита должна была защищать от бронебойных пуль калибра 7,92-мм, а вооружение — эффективно поражать пехоту и танки. Новый танк получил обозначение C.C.I. «Тип 1937» — «боевой танк пехоты», причем заказ предусматривал выпуск серии из 30 машин.
Конструкторы позаимствовали ходовую часть от итальянской танкетки CV 3/35, вооружив машину спаркой 7,92-мм пулеметов Гочкисс справа от водителя, но при этом установили еще и башню с 20-мм автоматической пушкой Бреда мод. 35-20/65, эффективность которой в боевых условиях была апробирована на германских танках Pz.IA, на которых она устанавливалась вместо пулеметов. Танк развивал скорость 36 км/ч и оказался достаточно удобен для непосредственной поддержки пехоты и для борьбы против танков противника. К тому же, танк имел дизельный двигатель.
Бронеавтомобиль UNL-35 обр. 1937 г., Испания
Бронеавтомобиль "Бильбао" обр. 1932 г., Испания
* Что касается общего количества испанских танков, то оно и в самом деле просто исключительно мало. Так, по данным испанского историка Кристиана Абада Третера в июле 1936 г. танков ФТ-17 имелось всего 10 штук — танковый полк в Мадриде (Regimiento de Carros de Combate № 1) и пять в Сарагосе (Regimiento de Carros de Combate № 2). В Мадриде было также четыре старых танка «Шнейдер». Три прототипа танка «Tpубua» имелись в распоряжении пехотного полка «Милан» в Овиедо. Две машины «Ландеса» находились на заводе «Трубиа» в Астурии. Броневиков «Бильбао» было всего 48 штук, из которых республиканцам принадлежала 41 машина.