![]() |
![]() |
Т-26-ПХ в готовности к подводному хождению (вид спереди) | Принципиальная схема питания воздухом экипажа и двигателя танка БТ-ПХ |
![]() |
![]() |
Вид танка БТ-ПХ сзади в готовности к подводному хождению |
БТ-ПХ в готовности к подводному хождению |
![]() |
![]() |
Танк БТ-ПХ на глубине 0,8 м | БT-ПХ в походном положении |
Эти танки получили индекс Т-26-ПХ и БТ-5-ПХ (танки подводного хождения). Испытания, проведенные НИАБТ Полигоном, показали принципиальную возможность приспособления серийных танков к движению под водой на глубинах до 4,5 м.
В 1940 году Ижорским заводом была изготовлена партия танков Т-26-ПХ и БТ-5-ПХ, также приспособленных к движению под водой. Эти танки в 1940 году в порядке испытаний успешно форсировали реку Ижору глубиной до 4,5 м.
До начала Великой Отечественной войны работы по танкам подводного хождения дальше этого не шли и заключались, главным образом, в конструктивной разработке герметизации отдельных узлов.
Великая Отечественная война потребовала активной работы по обеспечению форсирования водных преград танками под водой и, прежде всего, приспособленности для этого массового танка Т-34. Работы велись как в тылу, так и в действующей армии.
ТАНК Т-34-ПХ (конструкции профессора Петровского)
В августе 1942 года по предложению Военно-Морской академии были проведены испытания опытного образца танка Т-34, оборудованного для движения под водой. Предусматривалось два варианта питания двигателя воздухом: через гофрированный шланг (один конец которого был закреплен в люке башни для перископа, а второй к поплавку) и из специальных баллонов со сжатым воздухом, установленных на подкрылках танка, через редуктор давления, расположенный внутри танка сзади механика-водителя. При движении танка по суше, оборудованного по первому варианту, работали обе группы цилиндров, а при движении под водой в режиме двигателя работала только левая группа, а правая группа работала в режиме компрессора и обеспечивала удаление отработавших газов левой группы.