Зенитный танк Т-90
На Т-70 (зен.) пулеметы стояли симметрично продольной оси башни. Завод №37 представил и машину Т-60 (зен.) с переделанной штатной башней. Во всех случаях питание пулеметов магазинное: боекомплект Т-90 480(16 магазинов), Т-70 (зен.) — 360 патронов. На обоих машинах устанавливался телескопический прицел ТМФП для стрельбы по наземным целям в пределах углов возвышения -6°, +25° (для Т-90) и -7°, +25° (для Т-70 зен.), а также коллиматорный прицел К-8Т для стрельбы по воздушным целям в пределах углов возвышения +20°, +85°. Высота линии огня — 1605 (Т-90) и 1642 (Т-70 зен.) мм. Горизонтальную наводку на Т-90 наводчик осуществлял левой рукой (6° за один оборот маховичка). Вертикальная наводка — правой рукой подъемным механизмом (10° на один оборот). У Т-70 (зен.) — горизонтальная наводка правой рукой (3° на один оборот) штатным поворотным механизмом от Т-70, вертикальная — свободная, левой рукой. У Т-60 (зен.) вертикальная и горизонтальная наводки—свободные. Т-60 (зен.) из-за неправильной установки коллиматорного прицела к испытаниям допущен не был. На нем не был установлен даже и мотор. Отмечалось, что в башне тесно, при наземной стрельбе пулеметы прижимают стрелка к погону башни (вертикальное и горизонтальное наведение — свободные). Боевая масса его могла бы составить 6,5 т. Далее речи о нем не будет.
Башня Т-70 (зен.) имела крышу, измененную амбразуру и сварную маску толщиной 35 мм. Газовый поршень пулеметов с трубкой были забронированы. Спусковой механизм пулеметов на Т-90 имел левую педаль для левого и правую для правого пулеметов. У Т-70 (зен.) — штатный от Т-70, т. е. спаренная педаль на два пулемета. Т-90 оснащался закрытым гильзоулавливателем с отражением гильз и направлением их по гибким рукавам в ящик на полу башни. У Т-70 (зен.) гильзоотражатель применялся, но гильзопровода и гильзоулавливателя не имелось.
Непоражаемое пространство пулеметов Т-90 и Т-70 (зен.) в лоб составляло 22,6 и 9,75; в корму — 21,8 и 14,8; на левый борт —19,5 и 14,35; на правый борт — 27,3 и 12,5 м соответственно.
На машинах на базе Т-70 водитель имел перископический смотровой прибор с обзором 90° по горизонтали. Командир, располагавшийся в башне, вел наблюдение через телескопический прицел, а на Т-90 и поверх стенок башни.
Двигатель — серийный, но предусматривалась установка и форсированных до 85 л. с. (при 3600 об/мин) моторов. Сцепление двухдисковое сухое. Бортовые фрикционы многодисковые сухие. Коробка передач механическая — четыре скорости вперед, одна — назад.
Проводились только испытания стрельбой. Ходовые испытания были излишни, поскольку характеристики базовых машин были хорошо известны. Результаты стрельб были таковы:
Танк Т-90 |
Танк Т-70 (зен.) |
1. Полная возможность ведения прицельного зенитного и наземного огня. |
1. Прицельная стрельба по воздушным и наземным целям невозможна, ввиду недостаточной уравновешенности качающейся части пулеметов. |
2. Работа и устранение задержек удобны. |
2. Неудобны. |
3. Ручная перезарядка стесняет стрелка, т. к. станок поднят близко к пулеметам. |
3. При стрельбе под углом более 60° наведение на цель затруднено. Размещение поворотного механизма неудобно. |
4. Переход от от зенитной стрельбе к наземной и наоборот быстрый. |
4. То же. |
5. Недостаточна скорость горизонтального наведения. |
5. Скорость горизонтального наведения неудовлетворительна. |
6. Скорость вертикального наведения удовлетворительна. |
6. То же. |
Кроме того, отмечались частые задержки пулеметов при стрельбе.
«Акт комиссии по сравнительным испытаниям стрельбой 12,7-мм пулемета на танках Т-90, Т-70 и Т-60» (сентябрь 1942 г.) содержал следующие выводы:
Отмечено, что бронезащита — маска пулеметов на Т-90 защищает стрелка от пулевых поражений. На Т-70 (зен.) из-за большого отверстия для прицела такая защита не обеспечивается. Кроме того, Т-90 был оснащен приемопередающей радиостанцией 9R, размещенной на полу башни. Боеукладка находилась по левому борту.
Комиссия отдала явное предпочтение Т-90, но отметила необходимость значительной доводки машины до требуемых условий. Однако работы по созданию пулеметной ЗСУ были оставлены ввиду малой мощности и низкой меткости огня спарки крупнокалиберных пулеметов.
На заводе №37 и ГАЗ уже велись работы по созданию ЗСУ-37 на несколько измененной базе Т-70. Эта система оказалась более устойчива, имела большую досягаемость по высоте и значительно более мощный снаряд. Правда, ЗСУ-37 на вооружение поступили лишь в конце войны.
Работы по пулеметным ЗСУ имели все же и положительный результат: разработанные для Т-70 (зен.) башни с крышей под спарку ДШК были несколько улучшены и устанавливались на бронекатерах и бронепоездах.
Тактико-технические характеристики ЗСУ Т-90 |
|
Боевая масса, кг |
9300 |
погрузочный вес, кг |
8640 |
Экипаж, чел |
2 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина |
4285 |
ширина |
2420 |
высота |
1925 |
Клиренс, мм |
300 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,63 |
Вооружение |
2x12,7-мм ДШКТ |
Боекомплект |
480 патронов (16 магазинов) |
Бронирование корпуса, в мм (угол наклона к вертикали) |
|
лоб: |
|
верхний лист |
35(60°) |
нижний |
45(30°) |
борт |
15(0°) |
Крыша корпуса |
10 |
днище: |
|
передний лист |
15 |
средний |
10 |
задний |
6 |
кормовой нижний лист корпуса |
25(45°) |
кормовой лист крыши |
15(75°) |
Стенки башни |
35(30°) |
Двигатели бензиновые ГАЗ-203 |
2 х 70 л. с. |
Максимальные скорости, км/ч: |
|
на первой передаче |
7 |
на второй |
15 |
на третьей |
26 |
на четвертой |
45 |
Задняя скорость, км/ч |
5 |
Топливных бака |
2x220 л |
Запас хода, км: по шоссе |
330 |
по грунтовой дороге |
250 |