Предыдущая Оглавление

PzZ2W006.jpg

Зенитный танк Т-90

На Т-70 (зен.) пулеметы стояли симметрично продольной оси башни. Завод №37 представил и машину Т-60 (зен.) с переделанной штатной башней. Во всех случаях питание пулеметов магазинное: боекомплект Т-90 480(16 магазинов), Т-70 (зен.) — 360 патронов. На обоих машинах устанавливался телескопический прицел ТМФП для стрельбы по наземным целям в пределах углов возвышения -6°, +25° (для Т-90) и -7°, +25° (для Т-70 зен.), а также коллиматорный прицел К-8Т для стрельбы по воздушным целям в пределах углов возвышения +20°, +85°. Высота линии огня — 1605 (Т-90) и 1642 (Т-70 зен.) мм. Горизонтальную наводку на Т-90 наводчик осуществлял левой рукой (6° за один оборот маховичка). Вертикальная наводка — правой рукой подъемным механизмом (10° на один оборот). У Т-70 (зен.) — горизонтальная наводка правой рукой (3° на один оборот) штатным поворотным механизмом от Т-70, вертикальная — свободная, левой рукой. У Т-60 (зен.) вертикальная и горизонтальная наводки—свободные. Т-60 (зен.) из-за неправильной установки коллиматорного прицела к испытаниям допущен не был. На нем не был установлен даже и мотор. Отмечалось, что в башне тесно, при наземной стрельбе пулеметы прижимают стрелка к погону башни (вертикальное и горизонтальное наведение — свободные). Боевая масса его могла бы составить 6,5 т. Далее речи о нем не будет.

Башня Т-70 (зен.) имела крышу, измененную амбразуру и сварную маску толщиной 35 мм. Газовый поршень пулеметов с трубкой были забронированы. Спусковой механизм пулеметов на Т-90 имел левую педаль для левого и правую для правого пулеметов. У Т-70 (зен.) — штатный от Т-70, т. е. спаренная педаль на два пулемета. Т-90 оснащался закрытым гильзоулавливателем с отражением гильз и направлением их по гибким рукавам в ящик на полу башни. У Т-70 (зен.) гильзоотражатель применялся, но гильзопровода и гильзоулавливателя не имелось.

Непоражаемое пространство пулеметов Т-90 и Т-70 (зен.) в лоб составляло 22,6 и 9,75; в корму — 21,8 и 14,8; на левый борт —19,5 и 14,35; на правый борт — 27,3 и 12,5 м соответственно.

На машинах на базе Т-70 водитель имел перископический смотровой прибор с обзором 90° по горизонтали. Командир, располагавшийся в башне, вел наблюдение через телескопический прицел, а на Т-90 и поверх стенок башни.

Двигатель — серийный, но предусматривалась установка и форсированных до 85 л. с. (при 3600 об/мин) моторов. Сцепление двухдисковое сухое. Бортовые фрикционы многодисковые сухие. Коробка передач механическая — четыре скорости вперед, одна — назад.

Проводились только испытания стрельбой. Ходовые испытания были излишни, поскольку характеристики базовых машин были хорошо известны. Результаты стрельб были таковы:

Танк Т-90

Танк Т-70 (зен.)

1. Полная возможность ведения прицельного зенитного и наземного огня.

1. Прицельная стрельба по воздушным и наземным целям невозможна, ввиду недостаточной уравновешенности качающейся части пулеметов.

2. Работа и устранение задержек удобны.

2. Неудобны.

3. Ручная перезарядка стесняет стрелка, т. к. станок поднят близко к пулеметам.

3. При стрельбе под углом более 60° наведение на цель затруднено. Размещение поворотного механизма неудобно.

4. Переход от от зенитной стрельбе к наземной и наоборот быстрый.

4. То же.

5. Недостаточна скорость горизонтального наведения.

5. Скорость горизонтального наведения неудовлетворительна.

6. Скорость вертикального наведения удовлетворительна.

6. То же.

Кроме того, отмечались частые задержки пулеметов при стрельбе.

«Акт комиссии по сравнительным испытаниям стрельбой 12,7-мм пулемета на танках Т-90, Т-70 и Т-60» (сентябрь 1942 г.) содержал следующие выводы:

  1. Установка ДШКТ в Т-90 позволяет отражать воздушные атаки на стоянке и на марше и бороться с огневыми точками.
  2. Испытания стрельбой и пробегом показали достаточную прочность и надежность Т-90.
  3. Кучность и меткость стрельбы оказались у Т-90 ниже возможных и неудовлетворительными у Т-70 (зен.).
  4. Пользоваться механизмами наведения Т-90 удобно, у Т-70 (зен.) — неудобно.
  5. Нецелесообразна переделка серийных башен Т-70, т. к. объем переделок приближается к изготовлению новой башни. Конструкция серийной башни не обеспечивает удовлетворительного управления огнем. Большие габариты и вес штатной башни Т-70 не позволяют достичь необходимой маневренности огнем.
  6. Следует увеличить скорость горизонтальной наводки у Т-90 до 10° на один оборот маховичка.
  7. Увеличить боекомплект Т-90 до 1500 патронов в магазинах и цинках.
  8. Башня Т-90 с небольшими конструктивными изменениями может быть установлена в танке Т-60.

Отмечено, что бронезащита — маска пулеметов на Т-90 защищает стрелка от пулевых поражений. На Т-70 (зен.) из-за большого отверстия для прицела такая защита не обеспечивается. Кроме того, Т-90 был оснащен приемопередающей радиостанцией 9R, размещенной на полу башни. Боеукладка находилась по левому борту.

Комиссия отдала явное предпочтение Т-90, но отметила необходимость значительной доводки машины до требуемых условий. Однако работы по созданию пулеметной ЗСУ были оставлены ввиду малой мощности и низкой меткости огня спарки крупнокалиберных пулеметов.

На заводе №37 и ГАЗ уже велись работы по созданию ЗСУ-37 на несколько измененной базе Т-70. Эта система оказалась более устойчива, имела большую досягаемость по высоте и значительно более мощный снаряд. Правда, ЗСУ-37 на вооружение поступили лишь в конце войны.

Работы по пулеметным ЗСУ имели все же и положительный результат: разработанные для Т-70 (зен.) башни с крышей под спарку ДШК были несколько улучшены и устанавливались на бронекатерах и бронепоездах.

Тактико-технические характеристики ЗСУ Т-90

Боевая масса, кг

9300

погрузочный вес, кг

8640

Экипаж, чел

2

Габаритные размеры, мм:

длина

4285

ширина

2420

высота

1925

Клиренс, мм

300

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2

0,63

Вооружение

2x12,7-мм ДШКТ

Боекомплект

480 патронов (16 магазинов)

Бронирование корпуса, в мм (угол наклона к вертикали)

лоб:

верхний лист

35(60°)

нижний

45(30°)

борт

15(0°)

Крыша корпуса

10

днище:

передний лист

15

средний

10

задний

6

кормовой нижний лист корпуса

25(45°)

кормовой лист крыши

15(75°)

Стенки башни

35(30°)

Двигатели бензиновые ГАЗ-203

2 х 70 л. с.

Максимальные скорости, км/ч:

на первой передаче

7

на второй

15

на третьей

26

на четвертой

45

Задняя скорость, км/ч

5

Топливных бака

2x220 л

Запас хода, км: по шоссе

330

по грунтовой дороге

250

Предыдущая Оглавление

Hosted by uCoz