Предыдущая Оглавление Следующая

Установка ЗГУ-1 (индекс ГАУ 6У3) успешно прошла полигонные испытания и после доработки под пулемет КПВТ (т. к. производство пулемета КПВ к тому времени было прекращено) и связанных с этим проверочных испытаний в 1967 году принята на производство «для специальных поставок», т. е. на экспорт.

ЗГУ-1 успешно применялась во вьетнамской и других локальных войнах. Регулярные поставки ЗГУ-1 во Вьетнам начались в 1968 году.

После всех доработок вес установки 6У3 (ЗГУ-1) с пулеметом КПВТ и 70 патронами в коробке достиг 220 кг. Установка разбиралась на вьюки без использования каких-либо инструментов за 4 минуты. Установка имела оригинальный механизм поворота колес в горизонтальную плоскость при разведении станин и переходе в боевое положение. Колеса в 6У3 были использованы от обычной инвалидной коляски. Кстати, при проектировании 6У3 была предусмотрена возможность установки на нее 12,7-мм пулемета ДШКМ, имевшихся в большом количестве в мобзапасе.

В 1968 году в КБП началось проектирование новых зенитных установок 6У5 для 12,7-мм пулемета ДШКМ и 6У6 для пулемета НСВ-12,7. В апреле 1970 года начались заводские испытания обеих установок. Полигонные испытания провели в 1971 году, а полигонно-войсковые — в марте-апреле 1972 года. Комиссия, проводившая испытания, рекомендовала установки 6У5 и 6У6 принять на вооружение Советской армии в качестве вьючных взамен штатных зенитных установок с 12,7-мм пулеметом ДШКМ на универсальном станке Колесникова обр. 1938 г. Однако на вооружение Советской армии в 1973 году поступила только установка 6У6 под названием «Универсальный станок конструкции Пурцена под пулемет НСВ (6У6)». Вопрос об установке 6У5 был отложен, и ее решили запустить в производство только в случае необходимости.

Вес установки с пулеметом и спаренной патронной коробкой на 70 патронов составил 92,5 кг. При этом вес лафета — 55 кг, а патронной коробки — 12,5 кг.

Установка имеет зенитный коллиматорный прицел 10П80 и наземный прицел 10П81. Зенитный коллиматорный прицел обеспечивает наведение пулемета по воздушным целям, движущимся со скоростью до 300 м/сек. Для удобства стрельбы по воздушным целям имеется съемное сиденье. Органами управления огнем являются независимые друг от друга ножной и ручной спуски.

RHMG021.jpg

Установка ЗТПУ-2 на БТР-152А

Станок может принимать два положения — верхнее для зенитной стрельбы и нижнее для наземной стрельбы.

В первом положении стрелок сидит на сиденье, угол ВН от -10° до +85°, угол ГН 360°. Во втором положении стрелок ведет огонь лежа. Угол ВН -10°; +30°, а угол ГН 30°.

Непосредственное наведение пулемета осуществляется подъемным и поворотным механизмами.

Зенитные установки с крупнокалиберными пулеметами хорошо показали себя во Вьетнаме и Афганистане. Так, в 1985 году из всех потерянных вертолетов МИ-24 42% пришлось на ДШК и 25% на ЗГУ-1. В том же году из всех потерянных вертолетов МИ-8 27% пришлось на ручное стрелковое оружие, 40% - на ДШК, 27% — на ЗГУ-1 и 6% - на ПЗРК.

14,5-мм зенитные установки на бронетранспортерах

В 1950 году прошли испытания спаренной и счетверенной зенитных установок с 14,5-мм пулеметом КПВ на шасси бронетранспортеров, предназначенных для ПВО танковых и мотострелковый частей.

Спаренная установка ЗТПУ-2 была смонтирована на БТР-40 и БТР-152. Установка помещалась в десантном отделении на специальном постаменте, скрепленном с днищем БТР. Приводы установки ручные. Угол ВН -5°; +90°, угол ГН 360°. Скорость ВН 37° в сек, а ГН — 46° в сек при двух оборотах маховика в секунду. Расчет состоял из наводчика и двух заряжающих, по одному на пулемет. Боекомплект 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический прицел ОП-1-14, а по зенитным — коллиматорный прицел ВК-4, рассчитанный на скорость цели до 600 км/час.

Установка ЗТПУ-2 выпускалась серийно: на БТР-40 с 1951 года, на БТР-152 с 1952 года.

В 1950 году на полигоне НИПСМВО проходил полигонные испытания опытный образец счетверенной 14,5-мм зенитной установки ЗТПУ-4 на БТР-152.

Установка ЗТПУ-4 имела электроприводы, питаемые двумя аккумуляторными батареями 6-СГ-128. Аккумуляторы заряжались от мотоциклетного двигателя К-125. Расчет установки состоял из 3 человек.

В ходе полигонных испытаний выяснилось, что силовой агрегат не может обеспечивать зарядку аккумуляторов и работу приводов установки. В результате установка работала только от аккумуляторов, которых хватало не более, чем на 50 минут. Такую систему приводов признали неудовлетворительной.

После полигонных испытаний система питания была заменена. Приводы запитывались от двух генераторов Т-43, которые работали от штатного двигателя БТР (ЗИС-123).

В 1955 году ЗТПУ-4 на БТР-152 вновь прошла полигонные испытания и вновь неудачно. В ходе испытаний выявилась плохая устойчивость при стрельбе, перегруженность и низкая живучесть ходовой части. Кроме того, в десантном отделении не хватало места для запасных коробок с патронами. На этом все работы по ЗТПУ-4 на БТР-152 прекратились.

В 1955 году изготовили несколько опытных образцы ЗПТУ-2 и ЗПТУ-4 на шасси гусеничного бронетранспортера БТР-50П. Особых конструктивных изменений по сравнению с установками на шасси БТР-152 они не имели. Угол ВН в обеих установках -3°; +91°. Боекомплект ЗПТУ-2 — 1280 патронов, а на ЗПТУ-4 — 2500 патронов. По сравнению с ЗПТУ на шасси БТР-152 ЗПТУ на гусеничном шасси имели лучшую проходимость и были плавающими. Тем не менее, на вооружение они не поступили, так как к тому времени калибр 14,5 мм был признан недостаточным для зенитной обороны танковых и мотострелковых частей.

Предыдущая Оглавление Следующая