Государственные полигонные испытания опытного образца установки «Утес-М» начались 4 октября 1972 года. В декабре испытания были приостановлены в связи с тем, что уровень загазованности подбашенного помещения значительно превышал допустимые для человека нормы и не обеспечивалась возможность наблюдения за целью при стрельбе.
Установка была возвращена на завод, где и дорабатывалась. В начале июля 1973 года полигонные испытания возобновились и продолжались до 5 октября 1973 г. Всего в ходе полигонных испытаний было сделано 14113 выстрелов, на которые пришлось 17 задержек в стрельбе (т. е. 0,12%).
После испытаний установка вновь дорабатывалась и опять попала на полигон в июле 1974 года.
В августе 1975 года были проведены корабельные испытания установки, по результатам которых приказом Главкома ВМФ от 13 декабря 1976 года установка «Утес-М» была принята на вооружение ВМФ. Серийное производство началось в 1975 году.
Установка «Утес-М» предназначалась для судов на воздушной подушке, экранопланов и катеров пр. 1206, 1208, 1209, 1400М, 1400МЭ, 905, 1595 и других.
Данные послевоенных корабельных пулеметных установок |
|||||
Тип установки |
2М-5 |
2М-6 |
2М-6Т |
2М-7 |
"Утес-М" |
Калибр, мм |
14,5 |
14,5 |
14,5 |
14,5 |
12,7 |
Число стволов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Угол ВН |
— |
-5° ,+85° |
-5°,+85° |
-10°,+90° |
-12° ,+85° |
Угол ГН |
360° |
360° |
360° |
360° |
360° |
Скорость: ВН, град./сек |
— |
35°/15°* |
35°/15°* |
— |
15°-20° |
ГН, град./сек |
— |
50°/25°* |
50° /25°* |
— |
25°-30° |
Высота линии огня над палубой, мм |
680*** |
275 |
265 |
850** |
406 |
Радиус обметания по стволам, мм |
1820 |
1749 |
1749 |
1600 |
1410 |
Вес установки без боеприпасов, кг |
550 |
1560 |
1900 |
600 |
630 |
Темп одного автомата, выстр./мин |
550—600 |
550—600 |
550—600 |
550—600 |
700—800 |
Расчет без подносчиков, чел. |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Прицельная дальность: |
|||||
по воздушным целям, м |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
1500 |
по наземным целям, м |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
2000 |
* - для гидропривода/для ручного привода ** — для нижнего пулемета *** — от погона
Конец 20-х годов ознаменовался качественным скачком в развитии военной авиации. Существенно увеличились скорость полета самолетов, вес полезной нагрузки (как бомбардировщиков, так и истребителей), улучшилась живучесть боевых машин. В связи с этим 9 февраля 1931 года вышло постановление правительства о разработке крупнокалиберного авиационного пулемета калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм пулемета ДК.
Такой пулемет был спроектирован С.В. Владимировым, конструктором ПКБ (пулеметное КБ в г. Туле).
Опытный образец 12,7-мм пулемета был закончен 28 мая 1932 года. В 1932-1933 гг. пулемет прошел испытания и в 1934 году принят на вооружение под названием «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова — ШВАК» (Шпитальный —Владимиров — авиационный — крупнокалиберный).
Принцип работы автоматики был основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола.
Пулемет ШВАК изготавливался в крыльевом, турельном, синхронном и моторном вариантах.
12,7-мм пулемет ШВАК стал первым советским крупнокалиберным авиационным пулеметом и оказался довольно эффективным оружием. Однако он имел и ряд недостатков. Главными из них были:
— чрезвычайно большая сложность устройства отдельных узлов, особенно механизма питания и механизма отражения стреляной гильзы, что являлось причиной трудной и сложной разборки и сборки автомата;
— своеобразие конструкции весьма усложнило его производство. Особенно велика была трудоемкость изготовления механизма питания и ствольной коробки;
— при нарушении нормальной работы механизмов и устранении задержек во время стрельбы доступ к механизмам был крайне затруднен. В отдельных случаях для устранения задержек требовалась частичная, или даже полная разборка автомата.
Серийное производство 12,7-мм пулеметов ШВАК началось в 1935 году на заводе ИНЗ-2. В том году завод изготовил 6 наземных 12,7-мм пулеметов ШВАК на универсальном станке (при плане 40 шт.) и 86 авиационных 12,7-мм пулеметов ШВАК (при плане 410 шт.).
В 1935-1936 годах на базе 12,7-мм пулемета ШВАК создана 20-мм пушка ШВАК. В 1936 году она была запущена в серийное производство. Через несколько месяцев после этого 12,7-мм пулемет ШВАК сняли с производства.
В октябре 1937 года на заводе № 2 разработали наземную установку 12,7-мм пулемета ШВАК на станке от 20-мм пушки Рейнметалла.
В 1938-1939 гг. был создан и испытан опытный 12,7-мм авиационный пулемет ДНК системы Дегтярева. Пулемет изготавливался в синхронном и крыльевом вариантах. Длина пулемета составляла 1500 м, вес 27,6 кг. Темп стрельбы 750-800 выстр./мин. На вооружение ДНК не принимался.
В 1938-1939 гг. в КБ-2 проводились работы по переделке американского 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» под 12,7-мм патрон ДШК. Были изготовлены опытные образцы в синхронном и крыльевом вариантах. Длина пулемета 1378 мм, вес 25,4 кг. На испытаниях он показал темп стрельбы 950 выстр./мин и живучесть 24000 выстрелов. Такой малый вес и большой темп стрельбы не имел ни один отечественный пулемет. Однако по неясным причинам этот образец так и не поступил на вооружение.
В 1940 году в ОКБ-16 под руководством Я. Г. Таубина началась разработка 12,7-мм пулемета АП-12,7. По своим данным он должен был превзойти 12,7-мм пулемет УБ.
Автоматика пулемета действовала за счет энергии отката при коротком ходе ствола.
Опытный образец пулемета АП-12,7 был создан в короткий срок к концу 1940 года. На 1941 год был дан заказ на валовое производство таких пулеметов.
В конструкции АП-12,7 было много нового и оригинального, однако на испытаниях автоматика работала надежно в пределах 100-200 выстрелов, а затем появились задержки, связанные в основном с поломками отдельных деталей.
В погоне за уменьшением веса Таубин использовал в конструкции пулемета много непрочных деталей.
16 мая 1941 года НКВД арестовала Я.Г. Таубина и М.Н. Бабурина, работавших над АП-12,7. В тот же день все работы над пулеметом были прекращены и более к ним ОКБ-16 не возвращалось.