Предыдущая Оглавление Следующая

Государственные полигонные испытания опытного образца установки «Утес-М» начались 4 октября 1972 года. В декабре испытания были приостановлены в связи с тем, что уровень загазованности подбашенного помещения значительно превышал допустимые для человека нормы и не обеспечивалась возможность наблюдения за целью при стрельбе.

Установка была возвращена на завод, где и дорабатывалась. В начале июля 1973 года полигонные испытания возобновились и продолжались до 5 октября 1973 г. Всего в ходе полигонных испытаний было сделано 14113 выстрелов, на которые пришлось 17 задержек в стрельбе (т. е. 0,12%).

После испытаний установка вновь дорабатывалась и опять попала на полигон в июле 1974 года.

В августе 1975 года были проведены корабельные испытания установки, по результатам которых приказом Главкома ВМФ от 13 декабря 1976 года установка «Утес-М» была принята на вооружение ВМФ. Серийное производство началось в 1975 году.

Установка «Утес-М» предназначалась для судов на воздушной подушке, экранопланов и катеров пр. 1206, 1208, 1209, 1400М, 1400МЭ, 905, 1595 и других.

Данные послевоенных корабельных пулеметных установок

Тип установки

2М-5

2М-6

2М-6Т

2М-7

"Утес-М"

Калибр, мм

14,5

14,5

14,5

14,5

12,7

Число стволов

2

2

2

2

2

Угол ВН

-5° ,+85°

-5°,+85°

-10°,+90°

-12° ,+85°

Угол ГН

360°

360°

360°

360°

360°

Скорость: ВН, град./сек

35°/15°*

35°/15°*

15°-20°

ГН, град./сек

50°/25°*

50° /25°*

25°-30°

Высота линии огня над палубой, мм

680***

275

265

850**

406

Радиус обметания по стволам, мм

1820

1749

1749

1600

1410

Вес установки без боеприпасов, кг

550

1560

1900

600

630

Темп одного автомата, выстр./мин

550—600

550—600

550—600

550—600

700—800

Расчет без подносчиков, чел.

-

1

1

1

1

Прицельная дальность:

по воздушным целям, м

2000

2000

2000

2000

1500

по наземным целям, м

2500

2500

2500

2500

2000

* - для гидропривода/для ручного привода ** — для нижнего пулемета *** — от погона

Авиационные пулемёты

12,7-мм пулемет ШВАК

Конец 20-х годов ознаменовался качественным скачком в развитии военной авиации. Существенно увеличились скорость полета самолетов, вес полезной нагрузки (как бомбардировщиков, так и истребителей), улучшилась живучесть боевых машин. В связи с этим 9 февраля 1931 года вышло постановление правительства о разработке крупнокалиберного авиационного пулемета калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм пулемета ДК.

Такой пулемет был спроектирован С.В. Владимировым, конструктором ПКБ (пулеметное КБ в г. Туле).

Опытный образец 12,7-мм пулемета был закончен 28 мая 1932 года. В 1932-1933 гг. пулемет прошел испытания и в 1934 году принят на вооружение под названием «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова — ШВАК» (Шпитальный —Владимиров — авиационный — крупнокалиберный).

Принцип работы автоматики был основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола.

Пулемет ШВАК изготавливался в крыльевом, турельном, синхронном и моторном вариантах.

12,7-мм пулемет ШВАК стал первым советским крупнокалиберным авиационным пулеметом и оказался довольно эффективным оружием. Однако он имел и ряд недостатков. Главными из них были:
—  чрезвычайно большая сложность устройства отдельных узлов, особенно механизма питания и механизма отражения стреляной гильзы, что являлось причиной трудной и сложной разборки и сборки автомата;
—  своеобразие конструкции весьма усложнило его производство. Особенно велика была трудоемкость изготовления механизма питания и ствольной коробки;
—  при нарушении нормальной работы механизмов и устранении задержек во время стрельбы доступ к механизмам был крайне затруднен. В отдельных случаях для устранения задержек требовалась частичная, или даже полная разборка автомата.

Серийное производство 12,7-мм пулеметов ШВАК началось в 1935 году на заводе ИНЗ-2. В том году завод изготовил 6 наземных 12,7-мм пулеметов ШВАК на универсальном станке (при плане 40 шт.) и 86 авиационных 12,7-мм пулеметов ШВАК (при плане 410 шт.).

В 1935-1936 годах на базе 12,7-мм пулемета ШВАК создана 20-мм пушка ШВАК. В 1936 году она была запущена в серийное производство. Через несколько месяцев после этого 12,7-мм пулемет ШВАК сняли с производства.

В октябре 1937 года на заводе № 2 разработали наземную установку 12,7-мм пулемета ШВАК на станке от 20-мм пушки Рейнметалла.

12,7-мм опытные авиационные пулеметы

В 1938-1939 гг. был создан и испытан опытный 12,7-мм авиационный пулемет ДНК системы Дегтярева. Пулемет изготавливался в синхронном и крыльевом вариантах. Длина пулемета составляла 1500 м, вес 27,6 кг. Темп стрельбы 750-800 выстр./мин. На вооружение ДНК не принимался.

В 1938-1939 гг. в КБ-2 проводились работы по переделке американского 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» под 12,7-мм патрон ДШК. Были изготовлены опытные образцы в синхронном и крыльевом вариантах. Длина пулемета 1378 мм, вес 25,4 кг. На испытаниях он показал темп стрельбы 950 выстр./мин и живучесть 24000 выстрелов. Такой малый вес и большой темп стрельбы не имел ни один отечественный пулемет. Однако по неясным причинам этот образец так и не поступил на вооружение.

В 1940 году в ОКБ-16 под руководством Я. Г. Таубина началась разработка 12,7-мм пулемета АП-12,7. По своим данным он должен был превзойти 12,7-мм пулемет УБ.

Автоматика пулемета действовала за счет энергии отката при коротком ходе ствола.

Опытный образец пулемета АП-12,7 был создан в короткий срок к концу 1940 года. На 1941 год был дан заказ на валовое производство таких пулеметов.

В конструкции АП-12,7 было много нового и оригинального, однако на испытаниях автоматика работала надежно в пределах 100-200 выстрелов, а затем появились задержки, связанные в основном с поломками отдельных деталей.

В погоне за уменьшением веса Таубин использовал в конструкции пулемета много непрочных деталей.

16 мая 1941 года НКВД арестовала Я.Г. Таубина и М.Н. Бабурина, работавших над АП-12,7. В тот же день все работы над пулеметом были прекращены и более к ним ОКБ-16 не возвращалось.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz