Предыдущая Оглавление Следующая

12,7-мм универсальный пулемет Березина

В 1937 году М. Е. Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре-декабре 1938 года синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 13 апреля 1939 года еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березина синхронный) постановлением КО был запущен в серийное производство.

Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Запирание канала клиновое. Характерной особенностью его устройства была подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т. е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Ударный механизм ударникового типа, действовал от специальной боевой пружины. К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание, разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.

Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал и некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя. Кроме того, выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики, требовали устранения причины появления некоторых задержек.

Работая над дальнейшим совершенствованием своей системы М.Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) трех вариантов в зависимости от места установки — турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения. В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) применялось дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. В связи с невозможностью использовать пневматическую перезарядку на турельном пулемете (УБТ) из-за габаритов кабины, конструктор Г.И. Никитин разработал для него рукоятку перезаряжания рычажного типа. 

В ходе испытаний пулемет УБ безотказно работал на 9-км высоте при температуре -48°С, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и в пикировании.

Выпуск пулеметов и пушек системы Березина

Год

12,7-мм пулемет УБ

20-мм пушка Б-20

1941

6300

-

1942

-

-

1943

43 690

-

1944

38 340

2275

1945

42 952

7420

22 апреля 1941 года универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС и поспел во время, ибо начавшаяся через 2 месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям.

Производство пулеметов УБ велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах.

В 1944 году Березин без всяких конструктивных изменений, путем замены ствола создал 20-мм авиационную пушку Б-20 под штатный патрон от пушки ШВАК.

Было сделано несколько попыток использовать 12,7-мм пулемет Березина в пехотном варианте. В частности, в 1941 году испытывалась установка И.С. Лещинского — 12,7-мм пулемет Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК.

После окончания войны предприняли попытку модернизации пулемета УБ с целью увеличения его скорострельности. Это было достигнуто за счет повышения скорости ведущего звена. При этом скорострельность возросла примерно в 1,5 раза, но зато резко снизилась надежность автоматики. В результате модернизированный пулемет УБ так и не поступил на вооружение.

12,7-мм авиационный пулемет А-12,7

В ходе работ по модернизации 12,7-мм авиационного пулемета УБ выяснилось, что повышение скорострельности только за счет увеличения скорости ведущего звена ведет к потере живучести пулемета. Сократить время цикла работы автоматики, не повышая скорости движения частей, можно только путем увеличения хода ведущего звена до значений, меньших длины патрона. Для извлечения гильзы и досылания патрона в этом случае требуется ускоритель — специальный механизм между ползуном и досылателем.

Над проектами авиационных пушек и крупнокалиберных пулеметов с таким ускорительным механизмом работали А.А. Булкин, А.Т. Чепелев, М.С. Кнебельман, Н.М. Афанасьев и другие. Из всех предложенных проектов лучшим оказался проект 12,7-мм пулемета ТКБ-481 конструкции Афанасьева. Его автоматика была основана на традиционном принципе отвода пороховых газов и закрытия канала ствола вертикально перемещающимся клином. Досылатель патрона соединялся с затворной рамой посредством рычажно-кулачного ускорителя, благодаря чему ход рамы оказался немного меньше длины патрона. Такое устройство дало возможность увеличить темп стрельбы, не прибегая к сильному увеличению скоростей движения ведущего звена автоматики.

Внутреннее устройство ствола ТКБ-481 было одинаково с пулеметом ДШК.

Пулемет ТКБ-481 имел механизм пневмоперезарядки, электроспуск, пружинный буфер затворной рамы, смонтированный в затыльнике, и инерционный противоотскок. Питание пулемета двухстороннее.

Пулемет крепился в установке за ствольную коробку с помощью амортизаторов. Переднее крепление являлось силовым, а заднее — поддерживающим.

Длина непрерывной очереди пулемета составляла 200 выстрелов, а живучесть ствола — 4000 выстрелов.

Предыдущая Оглавление Следующая