Предыдущая Оглавление Следующая

RPL04009.jpg

Подводная лодка "Форель" во Владивостоке

В конструкции «Дельфина», конечно, имелись недоработки. Так, при погружении воздух, вытесняемый из лодки, стравливался через рубочный люк. Командир лодки держал крышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. В тот день Беклемишев уехал по делам службы, а Черкасов опоздал с задраиванием люка.

Из-за его ошибки лодка ушла под воду с незакрытым люком и затонула. Спаслись 10 матросов и два офицера. Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве. Вообще моральное состояние экипажей было очень высоким. Для обучения набирались только добровольцы, и из 250 матросов после прохождения курса отказался служить только один человек, а из 30 офицеров — двое.

После того как «Дельфин» подняли и снова ввели в строй, дорога на Порт-Артур оказалась уже блокированной.

Новые лодки в ходе постройки испытывались и отправлялись во Владивосток. Время подгоняло, и испытания лодок «Налим», «Скат», «Фельдмаршал граф Шереметьев» ограничили всего двумя пробными погружениями

RPL04010.jpg

 Подводная лодка «Налим»

Лодки русской постройки имели на вооружении 38-сантиметровые торпеды образца 1898 года, которые имелись в достаточном количестве. Для лодок Голланда, Лэка и Круппа заказали 75 торпед 8/50 (так в тексте, в других публикациях  - В/50, прим. ВВС) Шварцкопфа калибром 45 см. Они отличались от обычных меньшей длиной (3500 мм) и более слабым зарядом взрывчатки.

Перевозка подлодок водоизмещением более 100 т на такое огромное расстояние осуществлялась впервые в мире. Несмотря на специальный транспортер, лодку можно было перевозить по железной дороге, только сняв с нее аккумуляторную батарею, надстройку, часть механизмов — фактически необходимо было произвести полуразборку корабля. Это серьезно затрудняло быстрый ввод подводных лодок в строй на театре военных действий. К тому же спешность постройки и минимальные испытания привели к появлению массы недоделок, обнаруженных только на месте. Исключение составила лодка «Форель», построенная в 1903 году фирмой Крупп в рекламных целях по проекту испанского инженера Р. Эквилея. В мае 1904 г. Крупп, по случаю заказа его фирме трех подводных лодок для России, согласился с предложением подписавшего контракт капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева и подарил корабль России. «Форель» (так назвали подарок) имела всего 17 т водоизмещения и размещалась на обычной железнодорожной платформе, ее и привезли из Германии в Либаву по железной дороге.

К июлю 1904 г. флот имел четыре субмарины: «Дельфин», «Форель», «Осетр» («Протектор») и «Сом» («Фультон»). Две последние — американские лодки Лэка и Голланда.

К концу лета на скорую руку обучили экипажи, опробовали транспортеры, и началась отправка подводных кораблей в район боевых действий. Из-за блокады Порт-Артура все лодки везли во Владивосток. Первой 25 августа ушла «Форель», прибывшая на место 29 сентября. Ее командир очень просил выслать торпеды вместе с лодкой. Его заверили, что они будут высланы немедленно, но прибыл боезапас только 29 марта 1905 г. Таким образом, на доставку ушло более семи месяцев, и все это время лодки были только «моральным оружием».

Одна за другой субмарины прибывали во Владивосток. Их собирали, испытывали и в очень большом объеме вели ремонт и наладку. К концу декабря 1904 г. там собрались «Форель», «Сом», «Дельфин», «Касатка», «Налим», «Скат» и «Шереметьев».

1 января 1905 г. по приказу командира Владивостокского порта из лодок был сформирован «отдельный отряд миноносцев» и зачислен во Владивостокский отряд крейсеров. Начальником отряда стал командир «Касатки» лейтенант А.В. Плотто. 29 января на крейсере «Громобой» состоялось первое в мире совещание по вопросу боевого использования подводных лодок. Председательствовал начальник отряда крейсеров контр-адмирал Карл Петрович Иессен. Лейтенант Плотто доложил, что полностью готова к походам лодка «Сом», почти готов «Дельфин», остальные войдут в строй к марту. Совещание приняло два варианта использования лодок. По первому две лодки на буксире парохода «Эрика» идут в залив Святой Ольги, куда заранее приходит транспорт «Шилка». При необходимости во льду пробивается канал. Пополнив запасы, лодки на буксире миноносцев следуют к Сангарскому проливу. Там отряд разделяется — миноносцы идут к порту Отару, а лодки на рассвете атакуют порты Хакодате и Аомори. По второму — все боеготовые субмарины идут на буксире миноносцев к корейским берегам, пополняя запасы с приданного парохода. Базируясь на порт Шестакова, лодки должны были вести операции против судоходства в Корейском проливе. Первый план приводился в действие по получении торпед лодкой «Сом», второй — по готовности всех лодок.

RPL04011.jpg

Подводная лодка "Касатка"

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz