13 августа 1955 года вышло постановление правительства об организации серийного производства ракет Р-12 на заводе № 586. В соответствии с постановлением правительства 1958 года серийное производство Р-12 развернули на Машиностроительном заводе № 586 в Днепропетровске, Пермском заводе № 172 (Пермский машиностроительный завод имени В.И. Ленина, ныне - АО "Мотовилихинские заводы"), Оренбургском заводе № 47 (ПО "Стрела") и Омском авиазаводе № 166 (ПО "Полет").
Серийное производство ракет Р-12 и Р-12У на Пермском машиностроительном заводе имени В.И. Ленина осуществлялось до 1967 года. На Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО) с 1967 года осуществлялась доработка серийных ракет Р-12 для оснащения их опытными системами ложных боеголовок и постановщиками помех. С этой целью для Р-12 были изготовлены изделия "Лист" (8К63Э), "Кактус" (8К63К), "Верба" ("8К63В), "Крот" (8К63Кр) и другие.
"Работы в ОКБ-456 по двигателю для ракеты Р-12 начались в 1952 году по техническим предложениям, разработанным под руководством В.С. Будника. С приходом М.К. Янгеля в проект Р-12 были внесены существенные изменения, в корне изменившие ранее разработанный проект. Эти изменения коснулись и двигателя, так что уже имеющиеся проработки двигателя пришлось в значительной мере переделывать заново". (Однажды и навсегда... Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. - М.: Машиностроение, 1998. С. 501).
ЖРД РД-214 был разработан в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко. Двигатель имел четыре камеры и один турбонасосный агрегат. Компоненты топлива - углеводородное горючее ТМ-185 и окислитель АК-27И (смесь 27% азотного тетраоксида и 73% азотной кислоты). Для запуска использовалось пусковое горючее ТГ-02.
В марте 1957 года были проведены огневые испытания двигателей в составе четырех ракет на стендах Загорского НИИ-229. Серийное производство двигателей РД-214 развернуто в 1958 году на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске, Пермском моторостроительном заводе № 19, Омском моторостроительном заводе № 19 имени П. И. Баранова и Красноярском машиностроительном заводе № 1001. Конструкторское сопровождение изготовления двигателей с 1959 года вел Камский филиал ОКБ-456, расположенный в поселке Новые Ляды под Пермью и являвшийся одновременно филиалом Пермского моторостроительного завода № 19. Филиалом руководил Юрий Плаксин.
Передвижной (возимый) грунтовой наземный стартовый комплекс и наземное оборудование разработаны ГСКБ Спецмаш совместно с кооперацией предприятий под общим руководством Владимира Бармина. Разработка начата 13 февраля 1953 года.
"В эскизном проекте, разработка которого проходила в КБ в 1953 году, было реализовано предложение В.П. Бармина о создании для этой ракеты передвижного комплекса, обеспечивающего пуски ракеты из любого подготовленного места. Это подготовленное место предусматривало выполнение небольшого объема подготовительных работ, а именно, бетонирование и закладку фундаментальной плиты под пусковой стол, подготовку аппарели для ресиверных машин, дизельных передвижных электростанций и пускового оборудования системы управления ракеты". (Корнеев Н.М., Неустроев В.Н. Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин. Основные этапы жизни и деятельности. М., 1999. С. 40).
После принятия в 1959 году стартового комплекса в составе ракетного комплекса Р-12 на вооружение начата разработка стационарных наземных стартовых комплексов, которые были созданы в небольшом количестве.
Транспортно-установочное оборудование и агрегаты для летной отработки ракет разработаны в КБТМ под руководством Владимира Петрова. Для установки ракеты на стартовое сооружение в ЦКБ тяжелого машиностроения под руководством Николая Кривошеина был разработан установщик портального типа 8У210, выполненный в виде полуприцепа к одноосному тягачу МАЗ-529В. Ракета несла боевое дежурство с пустыми баками. Гарантийный срок хранения - 7 лет. Время подготовки к пуску из незаправленного состояния - 60 минут. В заправленном состоянии ракета могла находиться один месяц. В этом случае боевой расчет производил пуск через 30 минут после получения приказа.
Р-12 на стартовой позиции
Система боеготовности включала четыре степени:
"Готовность № 4 (постоянная). Ракета находится в проверенном состоянии на технической позиции. Гироприборы не установлены. Головная часть хранится отдельно. В такой готовности ракета могла храниться (при условии проведения периодических проверок) в течение всего гарантийного срока (7 лет). Минимальное время до пуска - 205 минут.
Готовность № 3 (повышенная). Ракета на технической позиции. Приборы установлены, головная часть пристыкована. Время возможного нахождения в этой готовности 3 г., время пуска - 140 мин.
Готовность № 2 (повышенная первой степени). Ракета на боевой позиции, установлена на стартовом столе. В систему управления введены необходимые для пуска данные, система проверена. Рядом с ракетой находятся машины-заправщики топлива. Время нахождения в готовности - до трех месяцев, пуск возможен через 60 минут.
Готовность № 1 (полная). Заправлены основные (кроме ТГ-02) компоненты топлива. Произведено прицеливание. В готовности № 1 комплекс мог находиться в течение месяца, пуск производился через 30 минут". (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. В.Б. Волкова. - М.: РВСН, 1996. С. 71).