![]() |
Предполагалось, что ракета будет иметь дальность стрельбы - 4000-4500 км. Особое внимание при ее создании было уделено проектированию и отработке крупногабаритных двигателей. С 1961 по 1963 год было проведено 10 огневых стендовых испытаний двигателей второй ступени и 13 огневых стендовых испытаний двигателей первой ступени.
В 1963 году СКБ-172 была поручена разработка маршевых двигателей первой и третьей ступеней ракеты РТ-2. Это стало продолжением работ над маршевыми РДТТ ракеты РТ-25, так как двигатели были унифицированы. Работы по ракете РТ-25 прекращены. Силы конструкторских коллективов были сосредоточены на создании первой отечественной твердотопливной МБР РТ-2.
Вторая ступень ракеты РТ-25 использовалась в качестве второй ступени проходившей испытания ракеты РТ-15 Петра Тюрина. В 1966-1967 годах на полигоне Капустин Яр были произведены десять испытательных пусков РТ-15, оснащенной двигателем Михаила Цирульникова. Позже двигатель был исключен из конструкции РТ-15 и заменен двигателем Петра Тюрина.
В целом под руководством Михаила Цирульникова был создан ряд уникальных ракетных систем: двигатель третьей ступени экспериментальной ракеты 8К95-63, двигатель второй ступени опытной ракеты 8К96, двигатели первой и второй ступеней ракеты 8К97, двигатели первой и третьей ступеней ракеты 8К98, двигатели первой и третьей ступеней ракеты 8К98П.
Первая ступень с двигателем на смесевом твердом топливе устанавливалась на три ракеты - 8К97, 8К98, 8К98П. Две последние из них были приняты на вооружение.
"Гном"
Наряду с другими темами, Коломенское Конструкторское бюро машиностроения (КБМ), возглавляемое Борисом Шавыриным, совместно с ЦИАМ и ЦАГИ в инициативном порядке вело разработку твердотопливных двигателей для малогабаритных зенитных управляемых ракет.
Учитывая опыт, накопленный конструкторским коллективом в ходе работ над твердотопливными двигателями, Дмитрий Устинов в начале 1960-х годов поручил Борису Шавырину разработку межконтинентальной баллистической ракеты, оснащенной твердотопливным прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Главное преимущество такой ракеты заключалось в ее легкой конструкции. При этом двигатель обеспечивал высокие энергетические возможности.
Вот что рассказал мне начальник научно-технического направления - главный конструктор направления КБМ, лауреат Государственной премии, член-корреспондент РАРАН Олег Мамалыга:
"В начале 1960-х годов вышло постановление правительства о создании МБР наземного базирования общим весом комплекса с пусковой установкой на гусеничном ходу не более 60 тонн. Предусматривалось создание мобильного варианта на гусеничном ходу и шахтного варианта. Был объявлен конкурс на лучший проект. В конкурсе участвовали Конструкторское бюро машиностроения и Московский институт теплотехники. Борис Иванович Шавырин создал большую группу конструкторов для изучения опыта создания твердотопливных ракет. Члены группы разъехались по конструкторским бюро Королева, Янгепя, Тюрина и Цирульникова....
Первоначально свой прямоточный двигатель Шавырин предложил Янгелю для его ракеты 8К99. Однако позже конструкторы отказались от этой идеи. Наше КБМ приступило к созданию собственной межконтинентальной баллистической ракеты и стало головной организацией.
Был разработан и успешно защищен на межведомственной комиссии эскизный проект ракеты. Позже были разработаны рабочие чертежи. В конце октября 1965 года, через несколько дней после смерти Бориса Ивановича Шавырина, состоялся первый запуск прямоточного ВРД на стенде в Тураево. Максимальный расход воздуха при работе двигателя был очень высокий - 1200 килограммов в секунду. Всех мощностей стендов в Тураево не хватало, чтобы обеспечить работу двигателя на максимальном режиме. Пришлось монтировать дополнительное оборудование. При запуске в окрестных домах из окон вылетали стекла. Никто в мире никогда не делал и не испытывал таких двигателей. Это был уникальный проект... К сожалению, вскоре было принято решение о закрытии темы".
"Гном" - трехступенчатая баллистическая ракета с ускорителем. Ускоритель - четырехсопловой РДТТ на смесевом топливе - размещался внутри прямоточного двигателя. Ракета стартовала после запуска ускорителя, который разгонял ее до скорости 1,75М. Отработав, ускоритель отделялся и включалась первая ступень с твердотопливным прямоточным ВРД. Ракета выходила на полетную траекторию. Двигатель первой ступени работал 60-70 секунд, до достижения ракетой скорости 5,5М. После отделения прямоточного ВРД включалась вторая ступень, а затем - третья ступень. Вторая и третья ступени были оснащены двигателями на твердом смесевом топливе.
Твердое топливо для двигателя первой ступени было разработано в НИИ ПХ под руководством Николая Силина. Твердотопливные заряды ускорителя разработаны в АНИИ XT под руководством Якова Савченко. Смесевые твердотопливные заряды второй и третьей ступеней разработаны в НИИ-125 под руководством Бориса Жукова.
Ракета оснащалась пороховым аккумулятором давления. Размещалась в полуконтейнере, который стыковался с камерой сгорания (корпус камеры сгорания ВРД составлял часть конструкции контейнера). Это позволило снизить массу. В случае принятия на вооружение, в составе боевого ракетного комплекса предполагалось иметь 10 самоходных пусковых установок МБР "Гном".
"Гном" - это единственная межконтинентальная баллистическая ракета, оснащенная твердотопливным прямоточным двигателем.
Модель ПУ МБР "Гном"
"Гном"
"Гном" - трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, оснащенная прямоточным твердотопливным маршевым двигателем первой ступени, твердотопливными ускорителем и двигателями второй и третьей ступеней. Проектирование велась с начала 60-х годов в КБ машиностроения (г. Коломна) под руководством Бориса Шавырина. Разработка прекращена в конце 1965 года.
Самоходная пусковая установка размещалась на шасси тяжелого танка. ПУ разработана в КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством Жозефа Котина. Шахтная пусковая установка разрабатывалась в ЦКБ-34 под руководством Евгения Рудяка. Комплекс средств преодоления ПРО создавался в НИИ-108. Автономная инерциальная система управления была разработана в ЦНИИ автоматики и гидравлики (ЦНИИ АГ) под руководством Ильи Погожева. Стендовый двигатель для отработки в Тураево имел металлический корпус. Позже в хотьковском ЦНИИ специального машиностроения был разработан стеклопластиковый корпус.
Дальность стрельбы, км | 11000 |
Масса ракеты, т | 29 |
Масса ракеты в контейнере, т | 31,2 |
Масса самоходной пусковой установки в полном снаряжении, т | 60 |
Длина ракеты, м | 16,14 |
Максимальный диаметр корпуса, м | 2,6 |
Диаметр двигателя, м | 2,6 |
Среднетраекторный удельный импульс двигателя первой ступени, кгс*с/кг | 250 |
Гарантийный срок хранения, лет | 10 |