The server may have failed or be under short-term maintenance.
If the error repeats continuously over a long period of time,
please inform us via the Contact Us form.

Корабли русской армии - 0004.htm

Предыдущая Оглавление Следующая

RuAsh006.jpg

 Катер «Н-5» с пушкой Курчевского на корме, 1931 год

Бронирование: Пояс по ватерлинии — 6 мм. Палуба — 6 мм. Рубка — 8 мм. Башня пулеметная — 6 мм.

Двигатель: один мотор системы «Скрипс» мощностью 95 л. с. при 750—800 об/мин. Движитель — один винт. Топливо — 30-процентая смесь бензина с керосином.

Запас топлива, кг. 2000
Расход топлива, кг/час 40
Скорость наибольшая, км/час:  
по течению Днепра 20
против течения Днепра 12
Экономический ход тот же, что и наибольший  
Дальность плавания, км:  
по течению 1000
против течения 600
Динамомашины    нет, бортовая сеть от аккумулятора
Экипаж  
Начальственный состав, чел 1
Младший начальственный состав, чел 3
Рядовых в мирное (военное) время, чел 4(6)
Итого команда в мирное (военное) время, чел 8 (10)
На короткий переход катер мог принять десант, чел 25

Из 14 катеров, строившихся на заводе Ревенского, по крайней мере, четыре использовались белым флотом. Причем, на них белые установили одну 76-мм горную пушку обр. 1909 г.

8 февраля 1920 г. Одесса была занята частями Красной Армии. В Одессе красным удалось захватить 11 катеров завода Ревенского. Из них шесть (БКА №№ 3,4, 5, 6, 15, 17) в 1920 - 1925 гг. служили в Усть-Днепровской флотилии и Днепровском отряде кораблей Морских сил Черного моря (МСЧМ) и постепенно были сданы в ОФИ с 1922 по 1925 годы. Усть-Днепровская флотилия была расформирована, а для Черного моря эти бронекатера были недостаточно мореходны.

Иначе сложилась судьба пяти бронекатеров (№№ 10, 11, 12, 13, 14) завода Ревенского. Их перебрасывали с флотилии на флотилию и часто меняли номера. Поэтому, чтобы не запутать читателя их переименованиями, приходится дать таблицу:

Эти пять бронекатеров 3.07.1920 г. принимались от Военного ведомства и зачислены в состав МСЧМ в качестве сторожевых катеров. Зимой 1920—1921 гг. катера проходят капитальный ремонт. Причем у СК-11 он затянулся до 1923 года, а затем его сдали на хранение в Николаевский порт. С 25.05.1921 г. по 27.06.1922 г. катера №№ 1, 2, 3 и 4 находятся в составе Усть-Днепровской флотилии, числясь в Красной Армии. А после расформирования Усть-Днепровской флотилии катера возвращаются флоту и сдаются в Николаевский порт на хранение.

В июне 1926 г. катера передаются в состав отряда судов на реке Днепр. В 1929—1931 гг. все четыре катера проходят капитальный ремонт в Киеве.

Катер СК-11 в 1928 году был возвращен в класс бронекатеров, получил название Н-5 и отбуксирован в Киев. В том же году его корпус был отремонтирован заново в киевских мастерских «Водопути». После ремонта он был в составе отряда судов р. Днепр.

В 1931 году бронекатер Н-5 был передан дивизиону номерных канлодок (бывших канонерок ГВИУ) в качестве служебного плавсредства. Вооружение с него было снято.

С 26 по 28 ноября 1931 г. на Н-5 испытывалась 76-мм динамореактивная (безоткатная) пушка КПК (катерная пушка Курчевского). Она была установлена на расстоянии 1,5 м от кормового среза. Расчет пушки составлял два человека, и еще два подавали патроны. Всего с катера было сделано 33 выстрела. Угол возвышения доходил до +42°. Однако комиссия решила, что максимальный угол возвышения должен быть +30°, т. к. при больших углах газы попадают на палубу и представляют опасность для расчета. Естественно, что при стрельбе сопло пушки всегда было направлено за борт. Испытания КПК прошли в целом удачно.

В 1933—1934 гг. катер Н-5 прошел ремонт и был возвращен в класс бронекатеров. А 21.08.1934 г. он получил номер БК-5. 3.02.1939 г. катер вновь переименовали и он стал бронекатером № 136. В июне 1940 г. № 136 вошел в состав Пинской флотилии. Погиб бронекатер № 136 в сентябре 1941 г.

Бронекатера же Н-1, Н-2, Н-3 и Н-4 11 марта 1934 г. отправляются из Киева по железной дороге в Сретенск. Затем около 6 лет бронекатера ходили по Амуру. 24.10.1940 г. вышел приказ о разоружении всех четырех катеров и сдаче их на лом. Но на лом сданы только два катера, а № 81 и № 84 приняли участие в боевых действиях в составе 2-го отряда сретенского отдельного дивизиона Амурской флотилии.

Первоначальный № С весны 1920 г. С 02.11.1920 г. С 01.1921 г. С 25.05.1921 г. С 1928 года С 21.08.1934 г. С 15.04.1937 г.
БКА №10 №1 №7 СК-7 №1 Н-1 БК-110 №81
БКА №11 №2 №8 СК-8 №2 Н-2 БК-111 № 82
БКА №12 №3 №9 СК-9 №3 Н-3 БК-112 №83
БКА №13 №4 №10 СК-10 №4 Н-4 БК-113 №84
БКА №14 №5 №11 СК-11 Н-5 БК-5 № 136

КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ ГВИУ

Все девять речных канонерских лодок ГВИУ построило Акционерное Общество Металлургических, Механических и Судостроительных заводов «Беккер и К°» в Ревеле.

Водоизмещение, т:    
нормальное 21
полное 30
Длина наибольшая, м 20,4
Ширина наибольшая, м 3,2
Углубление при нормальном водоизмещении, м:    
носом.  0,55
кормой  0,75

Вооружение

По проекту канлодки должны были вооружаться двумя 76-мм горными пушками обр. 1909 г. на специально сконструированных установках Брянского завода с башнеподобными щитами. Однако завод изготовил лишь около десяти таких установок. Поэтому остальные орудия (значительная часть 76-мм пушек обр. 1909 г.) были установлены на тумбах с «родными» (т. е. горными) щитами.

Максимальный угол возвышения на всех станках составлял +30°. Угол ГН носового орудия 270°, кормового 300°.

Боекомплект по 250 выстрелов на ствол. На 1932 г. в Днепровской флотилии в боекомплекте положено было содержать 200 осколочно-фугасных снарядов и 300 шрапнельных.

В годы гражданской войны 76-мм горные пушки обр. 1909 г. часто заменяли 47-мм пушками Гочкиса. Кроме того, могли устанавливаться и 76-мм горные пушки обр. 1904 г.

В советское время на часть канлодок устанавливались 76-мм короткие пушки обр. 1913 г. Фактически эти пушки отличались от горных обр. 1909 г. лишь небольшим изменением в качающейся части. Характерное отличие — более плоский щит.

Два 7,62-мм пулемета «Максим» размещались (по одному) в носовой и кормовой башенках. Еще два 7,62-мм «Максима» открыто устанавливались на палубе.

Оборудования для приемки или постановки мин не было.

На корме в ящике была установлена дымообразующая аппаратура, которая после 1940 г. была заменена дымовыми шашками.

Бронирование

Пояс вдоль ватерлинии, надводный борт против машинного отделения и обоих погребов, мм 4-5
Рубка, мм 6
Палуба и надстройка у машинного отделения, мм 4
Пулеметная башенка, мм 5
Штатные артиллерийские щиты (башенного типа), мм 6

Толщина щита 76-мм горной пушки обр. 1909 г, мм

3,5-4

Предыдущая Оглавление Следующая