Катер «Н-5» с пушкой Курчевского на корме, 1931 год
Бронирование: Пояс по ватерлинии — 6 мм. Палуба — 6 мм. Рубка — 8 мм. Башня пулеметная — 6 мм.
Двигатель: один мотор системы «Скрипс» мощностью 95 л. с. при 750—800 об/мин. Движитель — один винт. Топливо — 30-процентая смесь бензина с керосином.
Запас топлива, кг. | 2000 |
Расход топлива, кг/час | 40 |
Скорость наибольшая, км/час: | |
по течению Днепра | 20 |
против течения Днепра | 12 |
Экономический ход | тот же, что и наибольший |
Дальность плавания, км: | |
по течению | 1000 |
против течения | 600 |
Динамомашины | нет, бортовая сеть от аккумулятора |
Экипаж | |
Начальственный состав, чел | 1 |
Младший начальственный состав, чел | 3 |
Рядовых в мирное (военное) время, чел | 4(6) |
Итого команда в мирное (военное) время, чел | 8 (10) |
На короткий переход катер мог принять десант, чел | 25 |
Из 14 катеров, строившихся на заводе Ревенского, по крайней мере, четыре использовались белым флотом. Причем, на них белые установили одну 76-мм горную пушку обр. 1909 г.
8 февраля 1920 г. Одесса была занята частями Красной Армии. В Одессе красным удалось захватить 11 катеров завода Ревенского. Из них шесть (БКА №№ 3,4, 5, 6, 15, 17) в 1920 - 1925 гг. служили в Усть-Днепровской флотилии и Днепровском отряде кораблей Морских сил Черного моря (МСЧМ) и постепенно были сданы в ОФИ с 1922 по 1925 годы. Усть-Днепровская флотилия была расформирована, а для Черного моря эти бронекатера были недостаточно мореходны.
Иначе сложилась судьба пяти бронекатеров (№№ 10, 11, 12, 13, 14) завода Ревенского. Их перебрасывали с флотилии на флотилию и часто меняли номера. Поэтому, чтобы не запутать читателя их переименованиями, приходится дать таблицу:
Эти пять бронекатеров 3.07.1920 г. принимались от Военного ведомства и зачислены в состав МСЧМ в качестве сторожевых катеров. Зимой 1920—1921 гг. катера проходят капитальный ремонт. Причем у СК-11 он затянулся до 1923 года, а затем его сдали на хранение в Николаевский порт. С 25.05.1921 г. по 27.06.1922 г. катера №№ 1, 2, 3 и 4 находятся в составе Усть-Днепровской флотилии, числясь в Красной Армии. А после расформирования Усть-Днепровской флотилии катера возвращаются флоту и сдаются в Николаевский порт на хранение.
В июне 1926 г. катера передаются в состав отряда судов на реке Днепр. В 1929—1931 гг. все четыре катера проходят капитальный ремонт в Киеве.
Катер СК-11 в 1928 году был возвращен в класс бронекатеров, получил название Н-5 и отбуксирован в Киев. В том же году его корпус был отремонтирован заново в киевских мастерских «Водопути». После ремонта он был в составе отряда судов р. Днепр.
В 1931 году бронекатер Н-5 был передан дивизиону номерных канлодок (бывших канонерок ГВИУ) в качестве служебного плавсредства. Вооружение с него было снято.
С 26 по 28 ноября 1931 г. на Н-5 испытывалась 76-мм динамореактивная (безоткатная) пушка КПК (катерная пушка Курчевского). Она была установлена на расстоянии 1,5 м от кормового среза. Расчет пушки составлял два человека, и еще два подавали патроны. Всего с катера было сделано 33 выстрела. Угол возвышения доходил до +42°. Однако комиссия решила, что максимальный угол возвышения должен быть +30°, т. к. при больших углах газы попадают на палубу и представляют опасность для расчета. Естественно, что при стрельбе сопло пушки всегда было направлено за борт. Испытания КПК прошли в целом удачно.
В 1933—1934 гг. катер Н-5 прошел ремонт и был возвращен в класс бронекатеров. А 21.08.1934 г. он получил номер БК-5. 3.02.1939 г. катер вновь переименовали и он стал бронекатером № 136. В июне 1940 г. № 136 вошел в состав Пинской флотилии. Погиб бронекатер № 136 в сентябре 1941 г.
Бронекатера же Н-1, Н-2, Н-3 и Н-4 11 марта 1934 г. отправляются из Киева по железной дороге в Сретенск. Затем около 6 лет бронекатера ходили по Амуру. 24.10.1940 г. вышел приказ о разоружении всех четырех катеров и сдаче их на лом. Но на лом сданы только два катера, а № 81 и № 84 приняли участие в боевых действиях в составе 2-го отряда сретенского отдельного дивизиона Амурской флотилии.
Первоначальный № | С весны 1920 г. | С 02.11.1920 г. | С 01.1921 г. | С 25.05.1921 г. | С 1928 года | С 21.08.1934 г. | С 15.04.1937 г. |
БКА №10 | №1 | №7 | СК-7 | №1 | Н-1 | БК-110 | №81 |
БКА №11 | №2 | №8 | СК-8 | №2 | Н-2 | БК-111 | № 82 |
БКА №12 | №3 | №9 | СК-9 | №3 | Н-3 | БК-112 | №83 |
БКА №13 | №4 | №10 | СК-10 | №4 | Н-4 | БК-113 | №84 |
БКА №14 | №5 | №11 | СК-11 | — | Н-5 | БК-5 | № 136 |
КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ ГВИУ
Все девять речных канонерских лодок ГВИУ построило Акционерное Общество Металлургических, Механических и Судостроительных заводов «Беккер и К°» в Ревеле.
Водоизмещение, т: | |
нормальное | 21 |
полное | 30 |
Длина наибольшая, м | 20,4 |
Ширина наибольшая, м | 3,2 |
Углубление при нормальном водоизмещении, м: | |
носом. | 0,55 |
кормой | 0,75 |
Вооружение
По проекту канлодки должны были вооружаться двумя 76-мм горными пушками обр. 1909 г. на специально сконструированных установках Брянского завода с башнеподобными щитами. Однако завод изготовил лишь около десяти таких установок. Поэтому остальные орудия (значительная часть 76-мм пушек обр. 1909 г.) были установлены на тумбах с «родными» (т. е. горными) щитами.
Максимальный угол возвышения на всех станках составлял +30°. Угол ГН носового орудия 270°, кормового 300°.
Боекомплект по 250 выстрелов на ствол. На 1932 г. в Днепровской флотилии в боекомплекте положено было содержать 200 осколочно-фугасных снарядов и 300 шрапнельных.
В годы гражданской войны 76-мм горные пушки обр. 1909 г. часто заменяли 47-мм пушками Гочкиса. Кроме того, могли устанавливаться и 76-мм горные пушки обр. 1904 г.
В советское время на часть канлодок устанавливались 76-мм короткие пушки обр. 1913 г. Фактически эти пушки отличались от горных обр. 1909 г. лишь небольшим изменением в качающейся части. Характерное отличие — более плоский щит.
Два 7,62-мм пулемета «Максим» размещались (по одному) в носовой и кормовой башенках. Еще два 7,62-мм «Максима» открыто устанавливались на палубе.
Оборудования для приемки или постановки мин не было.
На корме в ящике была установлена дымообразующая аппаратура, которая после 1940 г. была заменена дымовыми шашками.
Бронирование
Пояс вдоль ватерлинии, надводный борт против машинного отделения и обоих погребов, мм | 4-5 |
Рубка, мм | 6 |
Палуба и надстройка у машинного отделения, мм | 4 |
Пулеметная башенка, мм | 5 |
Штатные артиллерийские щиты (башенного типа), мм | 6 |
Толщина щита 76-мм горной пушки обр. 1909 г, мм |
3,5-4 |