Канонерка ГВИУ с 47-мм орудиями
Двигатели
Основных двигателей два системы «Буффало» мощностью по 75 — 80 л.с. каждый при 750 об/мин. Каждый двигатель работал на свой винт.
Топливо — смесь керосина (70%) и бензина (30%).
Нормальный запас топлива, т: | |
на экономическом ходу | 0,025 |
на полном ходу | 0,050 |
Максимальная скорость по проекту, уз. | 12,5 |
Максимальная скорость (фактическая к началу 30-х годов), уз. | 10,7 |
Скорость экономическим ходом, уз. | 6,5 |
Дальность экономическим ходом, миль | около 600 |
Экипаж (как в мирное, так и в военное время). Офицеров — 2 чел. Старшин — 9 чел. Матросов — 9 чел. Итого — 20 чел.
При суточном (малом) переходе катер мог принять на борт десант 30 человек. В экстренном случае — 64 человека, но при этом была очень малая остойчивость. На большой переход можно было принять не более пяти человек.
Шлюпок на канонерке не было.
НА ОНЕГЕ И ЛАДОГЕ
В мае 1918 г. советское правительство равно боялось передвижения к Петрограду как немцев с юго-запада, так и войск Антанты со стороны Архангельска. Поэтому было решено организовать несколько «завес» для защиты Петрограда. В связи с этим в мае 1918г. преступили к организации Ильменской, Селигерской и Онежской флотилий.
Четыре канонерские лодки ГВИУ №№ 1, 2, 5 и 9 в мае были приняты из Военного ведомства и отправлены по железной дороге в Череповец. Там эти канлодки были включены в состав Череповецкого отряда Селигерской флотилии. Оттуда их предполагалось перебросить на Селигер. Все четыре канлодки имели по две 3-дм горные пушки обр. 1909 г. и по два пулемета в башнях.
До ледостава 1918 г. эти канлодки находились без дела в Череповце. Возможно, их даже не спускали на воду. Во всяком случае, они зимовали на берегу, установленные на деревянных клетках.
13 августа 1918 г. четыре канлодки были перечислены из состава Селигерской флотилии в Волхово-Ильменскую флотилию. 10 февраля 1919 г. Волхово-Ильменская флотилия была расформирована. 2 апреля 1919 г. четыре канлодки были переданы в Онежскую флотилию.
Разумеется, все эти «передвижения» происходили только на бумаге, а канлодки мирно стояли на клетках.
К июню 1919 г. канлодки ГВИУ оказались на Ладожском озере. С 4 апреля 1919 г. их переклассифицировали в сторожевые суда и присвоили номера: № 1 (бывшая № 1), № 2 (бывшая № 2), № 3 (бывшая № 5) и № 4 (бывшая № 9).
Сторожевые суда №№ 1,2 и 4 принимали участие в высадке красного десанта на берегу Ладоги в районе Видлицы 27 июня 1919 г. Сторожевые суда поддерживали десант артиллерийским и пулеметным огнем. Причем, сторожевое судно № 2 вошло в реку Видлица и поднялось вверх по течению на одну милю, несмотря на интенсивный пулеметный огонь с берега.
Сторожевые суда № 1 и № 4 вместе с другими кораблями вели обстрел устья реки Тулоксы, причем суда № 1 и № 4 вели огонь с 12 каб, а другие суда - с 25 каб. Сторожевым судам удалось подавить батарею финнов. А затем сторожевые суда № 1 и № 4 подошли к берегу на 2 каб и шрапнельным и пулеметным огнем поддерживали высадку десанта.
В конце июля 1919 г. из Лодейного поля в Петрозаводск перешел дивизион сторожевых судов, в составе которых были суда №№ 1, 2, 3 и 4.
1 июня 1919 г. из Архангельска в Медвежью Гору, самый северный пункт Онежского озера, было отправлено семь моторных катеров-истребителей, каждый из которых был вооружен одним 47-мм или 57-мм орудием. 29 июня белые катера впервые вышли в Повенецкий залив Онежского озера.
С 1 августа корабли красной Онежской флотилии блокировали Повенецкий залив у острова Сал. 3 августа красные канлодки № 2 (бывший буксир «Сильный»; 2 — 75/50-мм орудия, 1 - 37-мм пулемет «Максим») и № 6 (бывший буксир «Восток»; 1 —75/50-мм, 1 — 47-мм орудие, 1 — 76-мм зенитная пушка Лендера), а также сторожевое судно № 3 (бывшая канлодка № 5 «Пролетарий») и сторожевой катер №6 (1 — 47-мм пушка) в 7 час. 5 мин. были атакованы тремя катерами-истребителями белых. Артиллерия красных была почти на порядок сильнее трех мелкокалиберных пушек белых. Тем не менее, белые подошли на 20 каб (3660 м) и открыли огонь.
К 8 час. 15 мин. канлодка № 2 («Сильный») выбросилась на берег, команда разбежалась, через 5 минут сторожевое судно № 3 («Пролетарий») также выбросилось на берег, команда тоже спустилась на берег. Канлодка № 6 и сторожевой катер № 6 сумели уйти на юг. Оба выбросившихся корабля были захвачены белыми, сняты с мели и введены в состав белой флотилии. Так закончилось самое крупное сражение на Онежском озере.
25 сентября 1919 г. сторожевые суда № 2 и № 4 вместе с другими кораблями флотилии вышли из Петрозаводска и участвовали в обстреле деревни Лижма.
В октябре 1919г. сторожевые суда № 2 и № 4 обстреливали остров Меч. 17 октября в ходе боевых действий в Повенец-ком заливе на сторожевое судно № 4 был установлен катерный трал, но траление не удалось из-за свежей погоды.
22 и 23 октября сторожевое судно № 4 дважды обстреливало пристань у г. Повенец.
6 ноября красная флотилия попыталась высадить десант в Медвежьей Горе. В этой операции участвовали и сторожевые суда. Корабли флотилии у Сухого Наволока были обстреляны белой полевой артиллерией. Канлодка № 7 была потоплена, канлодка № 3 повреждена, десант был возвращен в Петрозаводск.
На этом боевые действия красной Онежской флотилии закончились, озеро вскоре покрылось льдом. А в феврале 1920 г. сам по себе развалился фронт белых.
Весной 1920 года началась ликвидация Онежской флотилии. В апреле 1920 г. сторожевые суда №№ 1, 2 и 4 были перечислены в Ладожский отряд судов Балтийского флота, переклассифицированы в речные канлодки и получили №№ 1, 2 и 9.
НА ВОЛГЕ, КАМЕ И ДОНУ В 1919 ГОДУ
В июле 1918 г. 5 канлодок ГВИУ (№ 3, 4, 6, 7, 8) были приняты от Военного ведомства и по железной дороге отправлены из Петрограда в Нижний Новгород в Волжскую военную флотилию. 16 сентября все канлодки прибыли в Нижний Новгород.
В сентябре 1918г. канлодки ГВИУ и моторные катера-истребители были объединены в 5-й дивизион истребителей Волжской, а затем Волжско-Каспийской флотилии. После их объединения была установлена новая нумерация с № 301 по № 311. Канлодка № 3 стала истребителем № 310; канлодка № 4 — № 307; № 6 — № 311; № 7 — № 308 и № 8 — № 309.
Боевые действия дивизиона истребителей обеспечивали переоборудованные пассажирские пароходы: в навигацию 1918 года — «Михаил», а в навигацию 1919 года — «Кашин», и в навигацию 1920 года — «Иртыш». На этих пароходах размещались склады боеприпасов и продовольствия, ремонтная мастерская и лазарет.
После освобождения Казани от белых (12.09.1918 г.) 5-й дивизион истребителей пошел вверх по Каме, преследуя белую флотилию.
В сентябре 1918 г. у Чистополя катер № 309 пошел вверх по течению в разведку, где за ним погнались четыре корабля белых и преследовали еще 25 верст вниз по реке. Но из-за превосходства в скорости катер № 309 сумел уйти.
6 ноября 1918 г. канлодки ГВИУ (№№ 307, 308, 309, 310 и 311) закончили кампанию и ушли зимовать в Нижний Новгород.
5 мая 1919 г. все пять канлодок были введены в строй. Первоначально их всех собирались отправить на Каму для борьбы с колчаковской флотилией. К весне 1919 г. часть канлодок была перевооружена. На канлодках № 6 (№ 311), № 7 (№ 308) и № 8 (№ 309) осталось прежнее вооружение: по две 76-мм горные пушки обр. 1909 г. и по два пулемета, а на канлодках № 3 (№ 310) и № 4 (№ 307) взамен прежних пушек было установлено по две одноствольных 47-мм пушки Гочкиса. Такая замена резко снизила огневую мощь канлодок. 47-мм пушки имели несколько большую скорострельность, чем 76-мм горные, но зато их единственным снарядом была 47-мм граната с ударным взрывателем, содержавшая от 20 до 90 гр. ВВ, и притом обычного черного пороха. 76-мм фугасная граната содержала 800 гр. тротила, мало того, в боекомплект горной пушки входили превосходная шрапнель и химические снаряды. Причины замены 76-мм пушек 47-мм автору установить не удалось. Выход из строя горных пушек маловероятен, к примеру, живучесть стволов их намного превышает 10 тыс. выстрелов. Скорей всего, кому-то зимой приглянулись горные пушки, и их попросту «увели», а взамен поставили 47-мм пушки, присланные осенью 1918 года из Петрограда для вооружения Волжской флотилии. Время было революционное.