Той же осенью 1918 года комиссар Волжской флотилии (бывший матрос) Н. Г. Маркин ворвался с вооруженными пьяными матросами на товарную станцию Нижний Новгород и силой отбил у охраны Центроброни пушки, предназначенные для установки на строившиеся в Нижнем бронепоезда. И ничего, сошло.
Однако на Каму было отправлено только три канлодки: №№ 307, 308 и 309. На Каме канлодки ГВИУ особенно ничем не отличились. В основном они использовались для разведки и обстрела берегов.
Так, к примеру, 12 мая 1919 г. канлодка № 307 обстреливала противника у устья реки Шешмы из двух 47-мм пушек Гочкиса. Ясно, что больших потерь от этих пушек быть не могло.
3 июля 1919 г. три канонерки ГВИУ закончили кампанию на Каме и ушли на ремонт в Нижний Новгород. Две канлодки (№ 310 и № 311) 9 мая 1919 г. было решено включить в состав вновь формируемой красной Донской флотилии. Канлодки № 310 и № 311 17 мая были отправлены из Саратова по железной дороге на Дон. 20 мая они прибыли на пристань Лиски. Найти данные о боевых действиях канлодок № 310 и 311 на Дону не удалось. Любопытно, что Донская красная флотилия довольно интенсивно применяла 76-мм химические снаряды для борьбы с кулачеством (обстрелы сел Матюшенское, Рубежное и др.).
В связи с наступлением белых 29 июня 1919 г. красные приступили к ликвидации Донской флотилии, и канлодки № 310 и 311 были отправлены по железной дороге из Лисок назад в Саратов.
Осенью 1919 года развернулись тяжелые бои с Кавказской армией барона Врангеля, захватившего Царицын. 14 августа 1919 г. к Царицыну прибыл 5-й дивизион истребителей, в составе которого были канлодки №№ 307, 308, 309, катера-истребители и плавбаза «Иртыш». 12 сентября 1919 г. к ним присоединились «донские катера» №№ 310 и 311.
К этому времени канлодки № 307 и 308 имели по две 47-мм пушки и по два пулемета; канлодка № 309 - две 76-мм горные пушки обр. 1909 г. и два пулемета; канлодка № 310 — одну 75-мм, одну 47-мм пушку и два пулемета. Что означает в документе «1 — 75-мм», сказать трудно, то ли это 75/50-мм корабельная пушка Кане весом свыше 2-х тонн и с очень хорошей баллистикой, но такая пушка могла при стрельбе просто развалить 25-тонный катер. Или это опечатка, или вообще пьяный матрос издал приказ об установке 75/50-мм пушки и забыл о нем, а на самом деле установили без затей вторую 47-мм пушку.
8 сентября у северного предместья Царицына истребители 5-го дивизиона попали под огонь белых. Канлодки № 308 и 309 выбросились на берег, команды разбежались. Через несколько дней канлодки сняли с мели пароходы Волжской флотилии. Царицын белые оставили уже после ледостава.
Канонерки Г8ИУ на Волге, 1919 год
В июле 1920 г. Волжско-Каспийская флотилия была расформирована. Мореходные суда были переданы Каспийскому флоту, а речные — «Рупводу». К этому времени две канлодки ГВИУ находились в Самаре и три — в Астрахани. На Волге они были не нужны, и их решили отправить в Среднюю Азию.
КАНОНЕРКИ В ПЕСКАХ КАРАКУМОВ
Первые две канонерские лодки ГВИУ были отправлены из Астрахани по железной дороге в Среднюю Азию 17 августа 1920 г. А 20 августа, только уже в Москве, вышел приказ о переклассификации их обратно из «истребителей» в канонерские лодки.
В ноябре 1920 г. в состав Сыр-Дарьинского дивизиона судов были перечислены канлодки № 310 и № 309, а в состав Аму-Дарьинской военной флотилии перечислены канлодки №№ 307, 311 и 308.
22.03.1921 г. были перечислены из Балтийского флота в Сыр-Дарьинскую флотилию канлодки № 1 и № 2, которые были доставлены по железной дороге из Петрограда на Сыр-Дарью еще летом 1920 г.
Канлодки ГВИУ, действовавшие на реках Аму-Дарья и Сыр-Дарья, базировались в Ходженте, Керках, Келифе и Термезе. Канлодки участвовали в знаменитом походе в Каракумах для поимки Ибрагим Бека.
22 апреля 1921 г. канлодка «Ташкент» буксировала канлодку № 307 по реке Аму-Дарье. Внезапно канлодка № 307 опрокинулась и затонула. Впоследствии ее подняли, но ремонтировать ее было нецелесообразно, и канлодку сдали на слом.
27 октября 1921 г. канлодки № 308, 309 и 311 были зачислены в Погранфлотилию Каспийского моря МПО ОПТУ и отправлены по железной дороге в Красноводск.
Интенсивная эксплуатация канлодок серьезно сказалась на их техническом состоянии, а капремонт их в Средней Азии был невозможен. В августе 1922 г. канлодки №№ 1, 2, 308, 309, 310 и 311 были погружены на железнодорожные платформы и отправлены в Петроград.
В Петрограде пути канлодок разошлись. Канлодки № 308, 309 и 310 были зачислены в Финско-Ладожскую флотилию МПО ОГПУ. А канлодки № 1,2 и 311 были законсервированы и сданы в порт на длительное хранение.
Враждебное отношение новообразованного Польского государства и СССР вынудило руководство РККА приступить к наращиванию сил на западной границе. Днепровская флотилия была расформирована еще в декабре 1920 г. Но в октябре 1925 г. был создан отряд судов Днепровской флотилии, который с октября 1926 г. назывался Отдельный отряд судов р. Днепр. Туда и было решено направить часть канлодок ГВИУ.
Канлодки № 1 и № 2 в 1929 г. прошли капитальный ремонт на Кронштадтском морзаводе, а затем были отправлены по железной дороге в Киев в состав Отдельного отряда судов р. Днепр. 15.08.1929 г. они получили новые номера К-1 и К-2. Причем на Днепре они до конца числились канонерскими лодками, а не бронекатерами.
Канлодки № 309 и № 311 15.08.1929 г. были переименованы в К-3 и К-4 соответственно и перечислены в состав Отдельного отряда судов р. Днепр. Но «ка- (пропуск в тексте, прим. ВВС)
эти канлодки проходили в Киеве в 1930 -1931 гг. Обе канлодки вошли в строй 27.06.1931 г.