![]() |
![]() |
Бронеавтомобиль «Аустро-Даймлер» (1904 г.) | Бронеавтомобиль «Эрхард БАК» (1906 г.) |
Поступившие броневики были расписаны по специальным учебным командам Петербургского, Киевского, Виленского и Варшавского военных округов. К сожалению, дальнейшего применения эти машины не получили.
Интересный бронеавтомобиль «Аустро-Даймлер» был создан в 1904 году в Австро-Венгрии техническим директором фирмы Паулем Даймлером. Он оснащался вращающейся башней и приводом на все колеса. Вооружение состояло из одного пулемета системы Максима. В 1906 году после доработки машина демонстрировалась австро-венгерскому и германскому командованию, но особого интереса не вызвала. В том же году изобретатель продал ее во Францию.
В 1906 году в Германии фирмой «Эрхард БАК» построен своеобразный бронеавтомобиль-самоходная зенитная установка. В полубронированной башне устанавливалась 50-мм скорострельная пушка с углом возвышения 70° для борьбы с аэростатами.
Массовое производство бронеавтомобилей было развернуто только с началом первой мировой войны.
Первые русские бронеавтомобили времен первой мировой войны созданы на базе серийных грузовиков «М» грузоподъемностью две тонны Русско-Балтийского завода. Работами руководил полковник А. Добржанский, который был знаком с производством броневиков на заводе Крезо во Франции и даже принимал участие в их проектировании. Бронирование и вооружение машин производилось на Ижорском заводе в Колпино под Петроградом. Так как фронту были срочно нужны броневики, шасси коммерческих грузовых автомобилей «М» просто обшивались броневыми катаными листами из хромоникелевой стали, не пробивавшимися остроконечной пулей с дистанции в 200 шагов. Они крепились к каркасу корпуса на заклепках. От вращающейся башни пришлось отказаться. Вооружение состояло из трех станковых пулеметов системы Максима, устанавливаемых в амбразурах бортов и лобового листа корпуса. Углы обстрела в вертикальной и горизонтальной плоскостях не превышали 15-20°.
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» М
Машины имели зависимую рессорную подвеску и деревянные колеса со спицами.
Боевая масса броневика — 4 т, габаритные размеры 4500x1980x2000 мм. Двигатель — бензиновый, четырехцилиндровый, мощностью 40 л. с., максимальная скорость — 20 км/ч, колесная формула — 4x2. Экипаж — 5 человек.
В весьма сжатый срок — за шесть недель — было изготовлено восемь бронеавтомобилей. В первых, числах сентября 1914 года были разработаны чертежи общих видов, а 19 октября организованная из этих автомобилей 1-я пулеметная автомобильная рота, состоявшая из четырех взводов по два броневика в каждом, под командованием полковника Добржанского отправилась на Северо-Западный фронт. Она успешно действовала в боях в Восточной Пруссии и в Польше на лодзинском направлении.
Одновременно с серией пулеметных бронеавтомобилей на Ижорском заводе была построена одна машина со смешанным пушечно-пулеметным вооружением. В качестве базового шасси был использован грузовик Русско-Балтийского завода серии «Т» грузоподъемностью 4,1 т. 37-мм пушка Максима-Норденфельда устанавливалась на тумбе и прикрывалась броневым щитом. Она имела достаточно большой угол горизонтального наведения — около 300°. Для стрельбы из пушки применялись осколочные стальные или чугунные гранаты и картечь. Дальность прицельного огня осколочными гранатами составляла 2000 м. Картечь имела 75 сферических пуль с дальностью поражения до 200 м. По бортам в амбразурах устанавливалось еще два пулемета Максима.
Боевая масса машины — 8,35 т. Мощность двигателя — 65 л. с. Экипаж — 6 человек.