Легкий бронеавтомобиль БА-64Б
Боковые поверхности корпуса были оригинальной, ранее не применявшейся формы: верхняя и нижняя половины имели скос внутрь от средней линии. Это позволило получить значительный их наклон к вертикальной плоскости без значительного увеличения габаритной ширины машины. Броневые листы толщиной от 15 до 4 мм соединялись электросваркой. Из-за небольшого объема забронированного пространства, водитель располагался по центру машины, за ним и выше — командир. Пулемет ДТ установлен во вращающейся открытой сверху башне, что позволяло вести круговой огонь по наземным целям и по воздушным целям с углом возвышения до 54°. Стрельба велась на дистанцию 1000 м по наземным целям и до высоты 500 м по воздушным. Впервые на бронеавтомобиле устанавливались сменные блоки с пуленепробиваемыми стеклами «триплекс» у водителя и в боковых стенках башни. Повышению живучести БА-64 способствовали и его малые габариты и высокая маневренность.
В конце 1942 года армейский легковой автомобиль ГАЗ-64 был модернизирован и получил индекс ГАЗ-67. Для повышении устойчивости ширина колеи была увеличена с 1250 до 1446 мм, в переднюю подвеску добавлены два амортизатора. Бронекорпус и вооружение БА-64Б, созданного на базе шасси ГАЗ-67 остались без изменения.
В октябре 1942 г. БА-64Б успешно прошел испытательный пробег, подтвердивший повышение устойчивости — допустимый крен достиг 25°. Серийное производство новой машины началось с весны 1943 года и продолжалось до 1946 года. Всего за этот период было выпущено 8174 единицы БА-64 и БА-64Б. На вооружении Советской Армии они состояли до конца 40-х годов, а в ряде дружественных нам государств они эксплуатировались в 50-е, и даже приняли участие в войне в Корее.
В 1944 году на базе БА-64Б был построен опытный бронеавтомобиль с уширенной башней и установленным в нем 12,7-мм пулеметом ДШК. Однако, даже башня увеличенных размеров оказалась тесной для крупнокалиберного пулемета и машина в серию не пошла.
Д-8 | Д-12 | ФАИ | ГАЗ-ТК | БА-20 | ФАИ-М | БА-20М | БА-21 | ЛБ-23 | БА-64 | БА-64Б | |
Боевая масса, кг | 1600 | 1670 | 2000 | 2620 | 2300 | 2000 | 2520 | 3240 | 3500 | 2400 | 2425 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Длина, мм | 3540 | 3540 | 3750 | 4600 | 4310 | 4310 | 4310 | 4220 | 4226 | 3660 | 3600 |
Ширина, мм | 1705 | 1705 | 1675 | 1730 | 1750 | 1750 | 1750 | 1778 | 1778 | 1520 | 1680 |
Высота с башней, мм | 1680 | 2520 | 2240 | 2210 | 2130 | 2240 | 2130 | 2263 | 2268 | 1900 | 1900 |
Дорожный просвет, мм | 224 | 224 | 224 | 225 | 230 | 224 | 235 | 195 | 185 | 210 | 210 |
Бронирование, мм | |||||||||||
башня | - | - | 6 | 6 | 6 | 6 | 9 | 11 | 9 | 10 | 10 |
лоб корпуса | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 9 | 10-11 | 11 | 9-15 | 9-15 |
борт | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | — | — | 7-9 | 7-9 |
корма | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | — | - | 7-11 | 7-11 |
крыша | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | - | - | 6 | 6 |
днище | — | — | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | - | - | 4 | 4 : |
Пулеметы, тип | ДТ | ДТ+ПВ | ДТ | ДТ | ДТ | ДТ | ДТ | ДТ | ДТ | ДТ | ДТ |
количество, шт. | 2 | 1+1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
калибр, мм | 7,62 | 7,62 | 7,62 | 7,62 | 7,62 | 7.62 | 7,62 | 7,62 | 7,62 | 7,62 | 7,62 |
боевой запас, патр. | — | 2090+2079 | 1323 | 1764 | 1386 | 1323 | 1386 | 1890 | 1890 | 1260 | 1260 |
Тип двигателя | Форд-А | Форд-А | ГАЗ-А | ГАЗ-А | М-1 | М-1 | М-1 | М-1 | Додж | ГАЗ-ММ | ГАЗ-ММ |
Мощность, л. с. | 40 | 40 | 40 | 40 | 50 | 50 | 50 | 50 | 72 | 50 | 54 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 | 85 | 80 | 63,2 | 90 | 90 | 90 | 52 | 72 | 80 | 80 |
Запас топлива, л | 40 | 40 | 40 | 78 | 70 | 60 | - | 100 | 66 | 90 | 90 |
Запас хода по шоссе, км | 225 | 225 | 200 | 230 | 450 | 315 | 450 | 400 | 238 | 560 | 500 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 | - | - | 2,8 | — | 2,7 | 2,5 | 2,9 | 1,8 | 2,2 | — | — |
Преодоление препятствия; | |||||||||||
подъем, град. | 15 | 15 | 15 | 22 | 15 | 15 | 15 | 22 | — | 30 | 30 |
наклон, град. | — | — | 17 | — | 12 | — | 12 | — | — | 18 | 25 |
стенка, м | — | — | - | - | - | - | 0,24 | - | - | 0,25 | 0,25 |
ров, м | — | - | 0,35 | - | 0,35 | - | 0,35 | - | __ | 0,35 | 0,35 |
брод, м | 0,3 | 0,3 | 0,5 | — | 0,5 | — | 0,5 | 0,8 | — | 0,9 | 0,9 |