Корпус машины простой коробчатой формы собирался на уголках, причем набор каркаса Менделеев составил «по-корабельному» - из стрингеров и шпангоутов. «Боковая» броня выполнялась из цельных катаных листов, крыша - из пяти поперечных. Бронирование рассчитывалось на защиту от 6-дм бронебойных снарядов. Толщина брони составляла: лоб - 150 мм, борт и крыша -100 мм. Боковая входная дверь толщиной 120 мм крепилась на массивных наружных петлях и могла задраиваться. В передней части корпуса устанавливалась 120-мм пушка Канэ «типа Морского Комитета» на центральном штыре (тумбовая установка). Плоская маска пушки с вертикальной амбразурой скользила на горизонтальных направляющих по лобовому листу. Подача снарядов из «крюйс-камеры» производилась роликовыми тележками по подвесному монорельсу. Предусматривался боекомплект в 46 снарядов плюс 4 на тележке и 1 в казеннике пушки. Кроме того, в центральной части корпуса монтировалась выдвижная башенка диаметром 1400 мм с пулеметом «Максим» и толщиной брони 8 мм. В задней части слева устанавливался рядный 4-цилиндровый двигатель «автомобильного типа», водяного охлаждения мощностью 250 л.с. Пуск двигателя производился сжатым воздухом. Бензин содержался в изолированных «стальных цистернах» под днищем. Коробка передач обеспечивала 4 скорости вперед и одну назад. Механизмом поворота служил дифференциал.
Оригинально был разработан гусеничный ход - верхняя ветвь гусеницы проходила под крышей корпуса, так что корпус прикрывал еще и гусеничный ход (нечто подобное применят немцы в 1918 г. на сверхтяжелом «K-Wagen»). Длина опорной поверхности гусеницы -6 м. «Башмаки» траков шириной 250 мм должны были штамповаться из 8-мм стального листа. Опорные катки имели пневматическую подвеску - каждый каток крепился на конце поршня, вставленного в вертикальный цилиндр. Все цилиндры одного борта были объединены в одну пневмосистему, образуя комбинированную сбалансированную на один борт подвеску. Вместе с большим - 1500 мм - динамическим ходом каждого поршня это должно было обеспечить плавность хода и сохранение горизонтального положения корпуса на пересеченной местности. Для ведения огня машина ложилась корпусом на грунт (четверть века спустя немцы используют такой же прием в самоходной мортире "Карл"). Ведущее колесо - заднее верхнее. Направляющие и ведущие колеса имели форму пятиугольников, что обеспечивало зацепление гусеницы за башмак трака. Натяжение гусеницы регулировалось смещением задних колес. "Команда" включала 8 человек - командир, главный механик, "рулевой", "наводчик при орудии", пулеметчик и три "канонира". Все, кроме командира, имели свои рабочие места. Место командира определялось обстановкой: при движении он должен был находиться возле рулевого, в бою - вести наблюдение через бойницы в "стенах" и крыше корпуса, руководить работой команды, а также обстреливать подобравшегося неприятеля из пистолета "Браунинг". «Рулевой при отсутствии боевой опасности находится на крыше автомобиля в передней его части» на съемном сидении со съемными органами управления, в бою - внутри машины. Все управление - пуском двигателя, главным фрикционом, коробкой передач, поворотом, натяжением гусениц, жалюзями воздухозаборника, подъемом башенки - осуществлялось тщательно разработанной пневматической системой, включавшей компрессор и баллоны со сжатым воздухом (в корме). Внутреннее освещение машины обеспечивали 16 электролампочек, питавшихся от сети постоянного тока напряжением 24 В. Сеть включала динамомашину (генератор) и 4 группы аккумуляторных батарей «системы Тюдор». Для внешней связи служили флажки семафора. Размеры машины были внушительными - длина с пушкой 13 м, по корпусу -10 м, высота с опущенной башенкой - 3,5 м, с поднятой - 4,5 м, при опускании на грунт - 2,8-3,8 м, ширина - 4,4 м, клиренс - 0,7 м. Расчетный вес составил 170 т.
![]() |
Продольный разрез сверхтяжелого танка. Пулеметная башенка поднята вверх. От поперечной передачи (K2) вращение передается через два карданных вала (З2) на бортовую передачу (С). В корме баллоны сжатого воздуха (Г2), под ними аккумуляторные батареи. Ж2 — отсек бензобаков. Видны снаряды, направляемые механизмом подачи к пушке. |
![]() |
Сверхтяжелый танк (вид в плане). Моторно-трансмиссионная группа находится в кормовой части. Вдоль бортов — отсеки подвесок. Большая часть боекомплекта — у правого борта. Пунктиром показан механизм для подачи снарядов. |
Для расчета движения Менделеев специально проштудировал обстоятельный «Курс автомобилизма» Н.Г. Кузнецова, весьма популярный тогда в России. Согласно расчетам, машина должна была развивать скорость до 24 км/ч, преодолевать подъем крутизной до 25°, радиус поворота определялся в 10 м.
Детально - вплоть до типа аккумуляторных батарей - разработанный и продуманный проект был при всем своем гигантизме вполне реализуем. Сказались основательная инженерная подготовка и опыт конструктора. С учетом возможностей промышленности, большие трудности вызвала бы «пронизавшая» весь проект пневматическая система, а силовую установку и все электрооборудование пришлось бы закупать за рубежом. Существовал и второй, облегченный, вариант проекта. Он не сохранился в деталях, но по отрывочным данным, отличался уменьшенной до 50 мм толщиной брони при более мощной 127-мм пушке и двух пулеметных башнях.
В эскизном проекте Менделеев не указал конкретного назначения своего «бронированного автомобиля». Понятно, что машина с низкой - 1,5 л.с./т - удельной мощностью двигателя и высоким - 2,78 кг/см2 - удельным давлением на грунт не могла предназначаться для движения по изрытому снарядами полю боя. По особенностям устройства это была самодвижущаяся хорошо защищенная бронированная огневая точка. Можно предположить, что своего гиганта Менделеев намеревался использовать в крепостной войне или для береговой и противодесантной обороны Финского залива. Ведь много позже, в 1933 г., в Ленинграде, по предложению инженера А.А. Толочкова, был разработан проект гусеничной самоходной установки для береговой обороны, вооруженной 152-мм морской пушкой Б-10, с броней до 20 мм.
«Бронированный автомобиль» Менделеева не был первым проектом «танка» вообще (он не был даже первым проектом сверхтяжелого танка - вспомним проект Э.Буйена). Но это был действительно первый русский проект подобной машины. Техническая культура и добросовестность, с какой он был разработан, делает честь русской технической мысли того времени. Впрочем, давно замечено, что при общей отсталости в плане передовых технологий Россия имеет прекрасные инженерные кадры. Однако проект Менделеева не оказал какого-либо влияния на развитие боевых машин. В ГВТУ, куда проект был передан, его не подвергли тщательному рассмотрению (видимо, из-за того же гигантизма), сам Василий Дмитриевич скончался в 1922 г. в возрасте 35 лет, а проект «осел» в архиве и был забыт на три десятилетия, пока его не воскресил Мостовенко в своей статье, а затем - и в книге. Позже в популярной литературе появилось откуда-то прозвище «Бронеход», а также рисунок общего вида, не вполне соответствующий описанию самого Менделеева.