Предыдущая Оглавление Следующая

"ТАНК РЫБИНСКОГО ЗАВОДА"

Давно «гуляет» по нашей литературе упоминание и некоего «20-тонного танка Рыбинского завода». Мостовенко в книге «Танки» писал, что «в 1915 г. на одном из заводов был разработан проект танка со следующими характеристиками: вес 20 т, экипаж 4 человека, вооружение 107-мм пушка и крупнокалиберный пулемет, броня 10-12 мм, мощность двигателя 200 л.с... Представленный в Главное военно-техническое управление 10 августа 1916 г., этот проект не получил необходимой поддержки... Имеются сведения и о другом проекте, разработанном в то же время. По этому проекту танк («бронированный трактор большой мощности») должен был иметь следующие данные: вес 12 т, скорость до 12 км/ч, вооружение 75-мм пушка и пулемет». Мостовенко приводил разрезы машины, выглядевшие весьма правдоподобно и относившиеся, скорее, ко второму - более легкому - проекту. Правда, найти эти или похожие чертежи в архивах не удалось. Тем не менее художник М.И. Петровский создал для "Танкового музея" журнала "Техника-молодежи" картину-версию сборки танка на "Рыбинском заводе", а рыбинские краеведы потом даже пытались разыскать сведения, на каком именно заводе их города и кем был составлен проект. Тщетно. Существует даже версия, что «проект Рыбинского завода» с чертежами появился впервые... в первоапрельской газете Академии бронетанковых войск. Однако предложение гусеничной боевой машины из Рыбинска действительно было.

В августе 1916 г. общество «Русский Рено» представило в ГВТУ предложение о постройке на шасси гусеничных тракторов 12-тонных «бронированных тракторов большой мощности», вооруженных 75-мм пушками, с эскизным чертежом. Это общее описание мало похоже на проект, о котором говорит Мостовенко, зато напоминает другой проект - уже упомянутого ранее французского полковника Этьена. Вспомним, что 1 декабря 1915 г. Этьен направил Главнокомандующему Французской армии письмо с предложением о постройке "бронированных повозок, обеспечивающих продвижение пехоты" или "сухопутных броненосцев". Опираясь на конструкцию все того же трактора «Холт» с 80-сильным двигателем, Этьен предлагал строить полностью бронированные вездеходные машины весом 12 (!) т, длиной 4, шириной 2,6 и высотой 1,6 м, с толщиной брони 15-20 мм, экипажем 4 человека, вооруженную 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Не дожидаясь официальных указаний, Этьен встретился в Париже с известным конструктором и владельцем автомобилестроительной фирмы Луи Рено, но тот, уже перегруженный заказами, не проявил видимого интереса, и Этьен обратился к его давнему конкуренту инженеру Брилье. Танками Луи Рено занялся только полгода спустя и очень удачно - результатом стал знаменитый легкий FT-17. Однако к середине 1916г. уже были готовы проекты средних танков «Шнейдер» (13,5т) и «Сен-Шамон» (19,9 т), вооруженных 75-мм орудием и пулеметами.

Но что мешало Рено в 1916 г. «опробовать» предложение Этьена в России через свой филиал, учтя уже ведущиеся во Франции работы? Напомним, что в основе общества «Русский Рено» лежал небольшой завод, построенный в 1914 г., накануне войны в Санкт-Петербурге как филиал «Рено», затем был построен завод в Рыбинске. Хотя общество числилось среди «частных заводов самоходов» в России, оно не выпустило ни одного автомобиля, переключившись на изготовление снарядов, а рыбинский завод перепрофилировали на производство авиационных двигателей. Однако завод был вполне пригоден и для сборки боевых машин на гусеничном шасси. Но предложение «Русского Рено», не сопровожденное подробным описанием и слабо проработанное, не вызвало интереса ГВТУ, и без того заваленного различной работой.

RuTLe012.jpg RuTLe013.jpg

Проект танка завода "Русский Рено"

 

"САМОДВИЖУЩАЯСЯ БРОНЕВАЯ БАШНЯ" ПОДПОРУЧИКА ДРИЖЕНКО

Малоизвестен проект «самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы» представленный в ГВТУ в конце 1916 г. инженером-кораблестроителем Адмиралтейского завода подпоручиком Дриженко.

«Башня» представляла собой по сути тяжелую САУ. 8-дм (203,2-мм) гаубица должна была устанавливаться в передней части «двойной броневой коробки, поперечное сечение которой напоминает вагон», с толщиной брони 10 мм. Здесь же помещались командир и водитель, места которых оборудовались бронеколпаками. В средней части корпуса размещались расчет орудия и боекомплект, в задней - два бензиновых двигателя по 180 л.с, каждый из которых приводил в движение гусеницу одного борта (как это было выполнено в 1917 г. на английском танке Мк А «Уиппет» и германском A7V). Для самообороны на крыше устанавливались два пулемета.

Оригинально была разработана ходовая часть. Опорные катки диаметром 270 мм блокировались по четыре в тележки (5 тележек на борт). Трудно сказать, знал ли Дриженко о проекте Менделеева, но в своей машине он также применил пневматическую подвеску, причем пневмокамеры тележек одного борта сообщались между собой. Ведущее колесо располагалось сзади.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz