После исправления, 12 августа 1938 года, опытный образец Л-6 был подан на НИЗАП (Научно-исследовательский зенитно-артиллерийский полигон). При этом решили совместить приемные испытания с полигонными, так как на АНИОПе производить стрельбу под большими углами было невозможно. Испытания Л-6 проводились с 15 августа по 2 ноября 1938 года. На них были представлены два ствола: первый с крутизной нарезки в 25 калибров и второй — в 30 калибров.
29 ноября 1938 года на 13-ом выстреле произошел отрыв щек казенника при стрельбе усиленным зарядом. Два человека было ранено.
Пробег был ограничен 239 км вследствие порчи колес и невозможности дальнейшего движения.
Для Л-6 был подобран заряд весом 5,6 кг марки 100/50 для снаряда чертежа 2-1676 весом 15,6 кг и начальной скоростью 902 м/с, давление в канале 2675 кг/ см2. Вес патрона 32 кг.
Всего на НИЗАП с 1 сентября по 20 сентября 1938 года было сделано 245 выстрелов, а до того система сделала 81 выстрел.
Согласно отчету НИЗАПа от 21 декабря 1938 года Л-6 полигонные испытания не выдержала.
Отмечены недостатки:
Система на двух колесах весьма зависима от дорог.
Испытания опытной батареи Л-6
Артуправление письмом № 229294 от 2 февраля 1939 года предложило Кировскому заводу все же доработать Л-6 и изготовить опытную серию из четырех пушек к 1 августа 1939 года. Кроме того, завод должен был отремонтировать к 1 апреля 1939 года поврежденный первый экземпляр Л-6.
С 11 ноября по 16 ноября 1939 года на АНИОПе проводились малые контрольные испытания 4-х пушек Л-6 (№№ 2-5). Все стволы имели углубленную нарезку по чертежами НИИ-13.
Стрельба велась снарядами чертежа 233а и чертежа 1081. Вес обоих снарядов 15,5 кг. В ходе испытаний не удалось установить нормальный заряд для начальной скорости 850 м/с и давления в канале 2400 кг/см2 и усиленный заряд для начальной скорости 884 м/с и давления в канале 2640 кг/см2. Поэтому пришлось остановиться на заряде 5,17 кг марки 100/50, дающем начальную скорость 853,5 м/с и давление в канале 2575 кг/см2 — этот заряд был принят в качестве усиленного, и в дальнейшем на нем производились испытания всех остальных систем Л-6.
У пушки № 5 механизм переменной длины отката действовал плохо, и длина отката была 1450-1500 мм при угле +45°, после чего пушка № 5 с испытаний была снята.
У других пушек неважно работала автоматика. После выстрела часто не открывался затвор.
Заключение АНИОПа по опытной серии Л-6: «Недостаточная прочность нижнего станка и станин. Противооткатные устройства приварены к люльке и снятие их связано с разборкой всей качающейся части. Велика ширина хода — 3060 мм, а железнодорожные габариты — не более 3000 м.
21 и 22 ноября 1939 года на АНИОПе был проведен повторной отстрел двух Л-6 № 3/3 и № 5/5 (ствол/лафет).
С 28 мая по 15 июля 1940 года на НИЗАПе проводились испытания опытной батареи из 4-х Л-6. Всего было сделано 72 выстрела. [Табл. 44]
Таблица 44 |
|
Вес снаряда, кг |
15,6 |
Вес заряда |
4,9 кг 100/50 |
Вес патрона, кг |
28,78 |
Начальная скорость, м/с |
820 |
Давление в канале, кг/см2 |
2400 |
При стрельбе снарядом чертежа 2 -975 весом 15,6 кг с взрывателем Т-5 при усиленном заряде весом 5,04 кг — начальная скорость 840 м/с и давление в канале 2568 кг/см2.
Основные выводы комиссии: Л-6 полигонные испытания не выдержала и к принятию на вооружение не рекомендуется.
Л-6 опытной серии прибыла на НИЗАП на испытания в мае 1940 года. Она отличалась от образца, испытанного в 1938 году:
Недостатки:
Устройство установки
Ствол состоит из свободной трубы, кожуха и казенника.
Затвор вертикальный клиновой. Полуавтоматика механического типа. Досылатель в обр. 1937 г. пружинный, а в обр. 1939 г. пневматический.
Уравновешивающий механизм пружинный.
Лафет состоит из верхнего и нижнего станков. Нижний станок опирается на три опоры, которые при стрельбе усиливаются четвертой, расположенной под центром системы.
Для похода две опоры (лапы, станины) сводятся вместе, а третья складывается. Вдвижение и выдвижение станков осуществляется гидропневматическим устройством. [Табл. 45, 46]
100-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА 73-К
Проектирование, заводские и полигонные испытания на АНИОПе
100-мм зенитная пушка 73-К была спроектирована в 1938 году на заводе №8.
Повозка ЗУ-9 для пушки 73-К разработана на заводе № 13. Технический проект ЗУ-9 рассматривался на заводе № 8 в августе 1938 года. Наряд на производство повозок был выдан заводу № 13 25 марта 1939 года. Первый образец повозки был изготовлен 10 декабря, а второй — 26 декабря 1939 года. Затем оба образца отправили на завод № 8.
Опытный образец пушки 73-К с января 1940 года проходил заводские испытания на заводе № 8, а 7 апреля 1940 года прибыл на АНИОП. 23-28 апреля 1940 года проводились стрельбы снарядами чертежа 2-1675 с взрывателем Т-5.