Предыдущая Оглавление Следующая

Досылатель переделывали два раза, но удовлетворительной его работы достигнуть так и не удалось.

После этих испытаний Б-14 была отправлена на завод «Большевик» для исправления дефектов.

Вторично система поступила на НИАП 28 октября 1934 года для продолжения заводских испытаний, а также для испытания второго опытного ствола с лейнером № 2390.

8—9 декабря 1934 года сделано 12 выстрелов снарядом весом 15,6-15,7 кг. Всего в декабре сделано 15 выстрелов. Вынимался лейнер без затруднений. Система сильно сдавала в вертикальном наведении (на 2°—8°) и давала укороченные откаты. [Табл. 41]

Таблица 41

Заряд

нормальный

усиленный

Вес, кг

5,3

5,5-5,6

Начальная скорость, м/с

901-907

930-946

Длина отката, мм

465-485

490-505

При усиленном заряде происходил резкий накат.

Заряжание при стрельбе производилось только вручную.

После испытаний систему опять отправили на «Большевик» для доработок.

В очередной раз система поступила на НИАП в июне 1936 года для заводских испытаний и двух новых специальных лейнеров.

Так как завод уже явно не хотел дорабатывать Б-14С, то пребывание ее на НИАПе затянулось, и стрельбы начались лишь в августе 1937 года.

17 июня 1937 года Артуправление РККА окончательно передало Б-14С в распоряжение НИАПа, который продолжал использовать ее для испытания снарядов, зарядов, гильз, взрывателей и т. д.

По договоренности завода с НКВД 31 августа 1937 года на НИАП был направлен конструктор этой системы Кудряшов, который дал НИАПу все разъяснения.

Комиссия НИАПа пришла к заключению: «Сейчас к стрельбе Б-14 не пригодна. Требуется ремонт противооткатных устройств, подъемного механизма и т. п.».

Таблица 42

Данные 100-мм зенитной пушки Б-14

Ствол

Калибр, мм

100

Длина ствола полная, мм/клб

5195/52

Число нарезов

32

Лафет

Угол вертикального наведения

-5°; +86°

Угол горизонтального наведения

360°

Скорость вертикального наведения, град/с

Скорость горизонтального наведения, град./с

Вес системы в боевом положении, кг

6800

Скорострельность, выстр./мин

10

14 июня 1938 года Артуправление направило на НИАП письмо, в котором говорилось: «Артуправление в настоящее время производить ремонт не предполагает. Система останется на НИАПе и должна быть приведена в состояние, годное для хранения».

Для ВМФ заводом «Большевик» был изготовлен второй образец Б-14М (М — морской), который испытывался на морском полигоне в 1935— 1936 гг. Довести его также не удалось.

На 1935 год заводу «Большевик» было заказано 5 систем Б-14. Валовое производство Б-14 планировалось вести на заводе № 92.

Но в 1935 году «Большевик» не сдал ни одной Б-14 из-за недоработанности системы и новых требований к ней заказчика (щит, ночной прицел и др.).

Кончилось дело тем, что в октябре 1935 года было решено проектировать новую 100-мм пушку.

Устройство 100-мм зенитной пушки Б-14

Для Б-14 первоначально предполагались скрепленные стволы, но позже стали изготавливать лейнированные стволы.

Затвор клиновой горизонтальный. Полуавтоматика пневматического типа (подобно Б-24 первых выпусков). Досылатель гидропневматический, работает за счет энергии отката.

Приводы механизмов вертикального и горизонтального наведения ручные. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. Накатник гидропневматический.

Лафет тумбового типа.

Опытный образец Б-14М отличался от первого образца Б-14С с прицельными устройствами, учитывающими качку, а также новой конструкцией досылателя. В остальном Б-14М и Б-14С были одинаковы. [Табл. 42, 43]

RusZa041.jpg

Деревянный макет зенитной пушки Б-14

Таблица 43

Расчетные баллистические данные снаряда

Граната

Стержневая шрапнель черт. 4765

Вес, кг

13,75

15,6

Заряд

6,5 кг 25/1

Начальная скорость м/с

940

865

Дальность, м

16 000

Боеприпасы

Стержневая шрапнель чертежа 4765 (системы Розенберга) имела 72 стержня.

Кроме того, имелся еще один вариант 100-мм стержневой шрапнели Розенберга с 90-92 стержнями (меньших размеров).

Использовали гранаты весом 15,6 кг чертежа 4383.

Гильзы взяты от морской пушки, длина гильзы 695 мм, вес 6,785 кг. Вес патрона 28,145 кг.

100-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА Л-6

Испытания опытного образца

Разработка 100-мм «стратосферной» пушки Л-6 была начата в 1934 году КБ Кировского завода под руководством Маханова. Ему же принадлежала и инициатива в проектировании подобной системы (письмо № 1997 от 20 ноября 1934 года). Первоначально предполагалось создать подобие 76,2-мм универсальной пушки Л-3 с начальной скоростью 750 м/с. Пушка должна была иметь механизм автоматического заряжания. Работа механизма происходила за счет действия силы отдачи.

9 апреля 1935 года Артуправление утвердило тактико-технические требования на 100-мм пушку Кировского завода с весом снаряда 15,6 кг, начальной скоростью 820 м/с и потолком 15 км. В дальнейшем, в соответствии с экспертизой АНИИ от 14 июня 1935 года конструирование пушки шло под начальную скорость 900 м/с и вес снаряда 15,6 кг.

Опытный образец пушки Л- 6 был изготовлен и подан на НИАП в октябре 1937 года. Первая стрельба проведена 19 октября 1937 года — сделано 6 выстрелов с целью опробования системы и подбора зарядов. Заряжание производилось вручную, а затвор работал без полуавтоматики. Стрельба прекратилась из-за заедания буфера полуавтоматики и невозможности из-за этого работать затвором. После устранения неисправностей стрельбы возобновились 20 октября 1937 года.

При стрельбе 10 июня 1938 года сорвало буфер клина затвора, появилась трещина на собачке досылателя. На этом испытания Л-6 на НИАПе закончились и система была взята заводом для доработки.

Всего в ходе заводских испытаний на НИАПе сделано 86 выстрелов (из них 69 нормальным зарядом и 17 уменьшенным).

Предыдущая Оглавление Следующая