Досылатель переделывали два раза, но удовлетворительной его работы достигнуть так и не удалось.
После этих испытаний Б-14 была отправлена на завод «Большевик» для исправления дефектов.
Вторично система поступила на НИАП 28 октября 1934 года для продолжения заводских испытаний, а также для испытания второго опытного ствола с лейнером № 2390.
8—9 декабря 1934 года сделано 12 выстрелов снарядом весом 15,6-15,7 кг. Всего в декабре сделано 15 выстрелов. Вынимался лейнер без затруднений. Система сильно сдавала в вертикальном наведении (на 2°—8°) и давала укороченные откаты. [Табл. 41]
Таблица 41 |
||
Заряд |
||
нормальный |
усиленный |
|
Вес, кг |
5,3 |
5,5-5,6 |
Начальная скорость, м/с |
901-907 |
930-946 |
Длина отката, мм |
465-485 |
490-505 |
При усиленном заряде происходил резкий накат.
Заряжание при стрельбе производилось только вручную.
После испытаний систему опять отправили на «Большевик» для доработок.
В очередной раз система поступила на НИАП в июне 1936 года для заводских испытаний и двух новых специальных лейнеров.
Так как завод уже явно не хотел дорабатывать Б-14С, то пребывание ее на НИАПе затянулось, и стрельбы начались лишь в августе 1937 года.
17 июня 1937 года Артуправление РККА окончательно передало Б-14С в распоряжение НИАПа, который продолжал использовать ее для испытания снарядов, зарядов, гильз, взрывателей и т. д.
По договоренности завода с НКВД 31 августа 1937 года на НИАП был направлен конструктор этой системы Кудряшов, который дал НИАПу все разъяснения.
Комиссия НИАПа пришла к заключению: «Сейчас к стрельбе Б-14 не пригодна. Требуется ремонт противооткатных устройств, подъемного механизма и т. п.».
Таблица 42 |
|
Данные 100-мм зенитной пушки Б-14 |
|
Ствол |
|
Калибр, мм |
100 |
Длина ствола полная, мм/клб |
5195/52 |
Число нарезов |
32 |
Лафет |
|
Угол вертикального наведения |
-5°; +86° |
Угол горизонтального наведения |
360° |
Скорость вертикального наведения, град/с |
8° |
Скорость горизонтального наведения, град./с |
8° |
Вес системы в боевом положении, кг |
6800 |
Скорострельность, выстр./мин |
10 |
14 июня 1938 года Артуправление направило на НИАП письмо, в котором говорилось: «Артуправление в настоящее время производить ремонт не предполагает. Система останется на НИАПе и должна быть приведена в состояние, годное для хранения».
Для ВМФ заводом «Большевик» был изготовлен второй образец Б-14М (М — морской), который испытывался на морском полигоне в 1935— 1936 гг. Довести его также не удалось.
На 1935 год заводу «Большевик» было заказано 5 систем Б-14. Валовое производство Б-14 планировалось вести на заводе № 92.
Но в 1935 году «Большевик» не сдал ни одной Б-14 из-за недоработанности системы и новых требований к ней заказчика (щит, ночной прицел и др.).
Кончилось дело тем, что в октябре 1935 года было решено проектировать новую 100-мм пушку.
Устройство 100-мм зенитной пушки Б-14
Для Б-14 первоначально предполагались скрепленные стволы, но позже стали изготавливать лейнированные стволы.
Затвор клиновой горизонтальный. Полуавтоматика пневматического типа (подобно Б-24 первых выпусков). Досылатель гидропневматический, работает за счет энергии отката.
Приводы механизмов вертикального и горизонтального наведения ручные. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. Накатник гидропневматический.
Лафет тумбового типа.
Опытный образец Б-14М отличался от первого образца Б-14С с прицельными устройствами, учитывающими качку, а также новой конструкцией досылателя. В остальном Б-14М и Б-14С были одинаковы. [Табл. 42, 43]
Деревянный макет зенитной пушки Б-14
Таблица 43 |
||
Расчетные баллистические данные снаряда |
||
Граната |
Стержневая шрапнель черт. 4765 |
|
Вес, кг |
13,75 |
15,6 |
Заряд |
6,5 кг 25/1 |
|
Начальная скорость м/с |
940 |
865 |
Дальность, м |
16 000 |
Боеприпасы
Стержневая шрапнель чертежа 4765 (системы Розенберга) имела 72 стержня.
Кроме того, имелся еще один вариант 100-мм стержневой шрапнели Розенберга с 90-92 стержнями (меньших размеров).
Использовали гранаты весом 15,6 кг чертежа 4383.
Гильзы взяты от морской пушки, длина гильзы 695 мм, вес 6,785 кг. Вес патрона 28,145 кг.
100-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА Л-6
Испытания опытного образца
Разработка 100-мм «стратосферной» пушки Л-6 была начата в 1934 году КБ Кировского завода под руководством Маханова. Ему же принадлежала и инициатива в проектировании подобной системы (письмо № 1997 от 20 ноября 1934 года). Первоначально предполагалось создать подобие 76,2-мм универсальной пушки Л-3 с начальной скоростью 750 м/с. Пушка должна была иметь механизм автоматического заряжания. Работа механизма происходила за счет действия силы отдачи.
9 апреля 1935 года Артуправление утвердило тактико-технические требования на 100-мм пушку Кировского завода с весом снаряда 15,6 кг, начальной скоростью 820 м/с и потолком 15 км. В дальнейшем, в соответствии с экспертизой АНИИ от 14 июня 1935 года конструирование пушки шло под начальную скорость 900 м/с и вес снаряда 15,6 кг.
Опытный образец пушки Л- 6 был изготовлен и подан на НИАП в октябре 1937 года. Первая стрельба проведена 19 октября 1937 года — сделано 6 выстрелов с целью опробования системы и подбора зарядов. Заряжание производилось вручную, а затвор работал без полуавтоматики. Стрельба прекратилась из-за заедания буфера полуавтоматики и невозможности из-за этого работать затвором. После устранения неисправностей стрельбы возобновились 20 октября 1937 года.
При стрельбе 10 июня 1938 года сорвало буфер клина затвора, появилась трещина на собачке досылателя. На этом испытания Л-6 на НИАПе закончились и система была взята заводом для доработки.
Всего в ходе заводских испытаний на НИАПе сделано 86 выстрелов (из них 69 нормальным зарядом и 17 уменьшенным).