Радиолокационная станция СОН-4
Радиолокационная станция орудийной наводки комплекса ПВО КС-19 разработана по заданию ГАУ при активном участии А.А. Форштера и М.Л. Слиозберга.
Государственные полигонные испытания прошли в 1947 году с высокими результатами, после чего станция была принята на вооружение.
СОН-4 представляет собой двухосный буксируемый фургон, на крыше которого установлена вращающаяся антенна в виде круглого параболического отражателя диаметром 1,8 м с несимметричным вращением излучателя.
Имела три режима работы:
- круговой обзор для обнаружения целей и наблюдения за воздушной обстановкой по индикатору кругового обзора;
- ручное управление антенной для обнаружения целей в секторе перед переходом на автоматическое сопровождение и для грубого определения координат;
- автоматическое сопровождение цели по угловым координатам для точного определения азимута и угла вместе в автоматическом режиме и
наклонной дальности ручным или полуавтоматическим способом. [Табл. 55, 56]
Таблица 55 |
|
Данные установки СОН-4 |
|
Дальность обнаружения бомбардировщика при полете на высоте 4000 м |
не менее 60 км |
Дальность автоматического сопровождения на высоте 4000 м |
не менее 40 км |
Минимальная дальность определения координат, м |
1000 |
Точность определения координат: |
|
по дальности, м |
20 |
по азимуту и углу места: |
0—0,16 д.у. |
Диапазон волн |
сантиметровый |
Мощность в импульсе, кВт |
250 |
Длина диаграммы направленности |
3,5-4,6° |
Разрешающая способность по дальности, м |
120 |
Таблица 56 |
|
Данные КС-19 |
|
Ствол |
|
Калибр, мм |
100 |
Длина ствола с казенником и дульным тормозом, мм/кпб |
6037/60,7 |
Число нарезов |
40 |
Вес ствола с затвором, кг |
около 1500 |
лафет |
|
Угол вертикального наведения |
-3;+85° |
Угол горизонтального наведения |
360°(±270° с ВКУ) |
Скорость вертикального наведения, град/с: |
|
от ГСП-100 |
9° |
вручную за один оборот маховика |
1°27' |
Скорость горизонтального наведения град/с: |
|
от ГСП-100 |
18° |
вручную за один оборот маховика |
5° |
Длина отката нормальная, мм: |
|
при угле 0° |
900—1050 |
при угле +85° |
650—800 |
Высота линии огня при угле 0°, мм . |
1365 |
Высота пушки при угле +85°, мм |
7650 |
Высота пушки в походном положении, мм |
2300 |
Ширина пушки по колпакам колес, мм |
2350 |
Длина пушки в походном положении, мм |
9230 |
Вес системы, кг: в боевом положении |
9350 |
в походном положении.................... |
9460±2% |
Эксплуатационные данные |
|
Скорострельность с АВУ, выстр./мин |
14—15 |
Расчет, чел |
7 |
Время перехода из походного положения в боевое без забивки сошников, мин |
5 |
Время перехода в боевое положение батареи, мин: |
|
с ПУАЗО |
5—7 |
с СОН |
10—15 |
Время сворачивания батареи, мин |
8—10 |
Скорость возки, км/ч: по шоссе |
до 35 |
по булыжнику |
до 20 |
по бездорожью |
до 10 |
Боеприпасы и баллистические данные
Заряд марки НДТ-3 18/1 весом 5,5 кг.
Гильзы с О-415 и О-415Р латунные или стальные, у выстрелов от 100-мм пушки 44 (так в тексте, прим. ВВС) гильзы только латунные. [Табл. 57, 58]
Таблица 57 |
||
Зенитные осколочно-дистанционные гранаты |
||
Индекс снаряда |
O-415 |
О-415Р |
Индекс выстрела |
УО-415 |
УО-415Р |
Вес снаряда, кг |
15,6 |
15.88 |
Взрыватели |
ВМ-30. 30Л, 30Л1,ВМ45, 45Л |
62,68, АР-21 |
Таблица 58 |
|||
Таблица стрельбы |
|||
Снаряд |
О-415 |
О-415Р |
|
Начальная скорость, м/с |
900 |
900 |
|
Дальность, м |
ок. 21000 |
ок. 21000 |
|
Досягаемость по высоте с взрывателем |
ВМ-45, 45Л |
14900 |
- |
ВМ-30, 30Л, 30Л1 |
12700: |
- |
|
АР-21 |
- |
15400 |
Снаряды О-415 имеют механические дистанционные взрыватели:
а) ВМ-30, ВМ-30Л, ВМ-30Л1 со временем действия 28,5 сек.
б) BM-45 и ВМ-45Л со временем действия 43,5 сек.
Снаряды О-415Р имеют радиолокационные взрыватели 62, 68 и АР-21. Стрельба снарядами с АР-21 запрещена при углах возвышения, меньших +33°.
Все перечисленные механические и радиолокационные взрыватели ударного действия не имеют. [Табл. 59]
Таблица 59 |
|||
Выстрелы от БС-3 и Д-10 |
|||
Снаряд |
Выстрел |
Вес снаряда, кг |
Взрыватели |
ОФ-412 |
УОФ-412 |
15,88 |
В-429, РГМ-6, РГМ |
БР-412Б |
УБР-412Б |
15,88 |
МД-8 |
БР-412 |
УБР-412 |
15,88 |
МД-8 |
БР-412Д |
УБР-412Д |
15,88 |
ДБР-2, МД-8 |
Примечание. По наземным целям КС-19 могла стрелять выстрелами от 100-мм пушек БС-3 и Д-10 (гильзы только латунные).
130-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА КС-30
История создания
В 1947 году на заводе № 8 был разработан технический проект по теме «31410» — «130-мм подвижная пушка с ССП». По проекту: [Табл. 60]
В том же 1947 году проект был утвержден ГАУ и Министерством вооружений. Пушка получила индекс КС-30.
В 1948 году на заводе № 8 был изготовлен опытный образец КС-30 подвижного типа. Он прошел в ноябре 1948 года малые заводские испытания и был сдан заказчику 25 декабря 1948 года, а 28 декабря отправлен на НИЗАП.
Таблица 60 |
|
Вес снаряда, кг |
33,4 |
Начальная скорость, м/с |
970 |
Потолок, м |
20 000 |
В 1948 году завод им. Кирова изготовил опытную платформу КС-30П. В 1949 году проводилась доработка чертежей и опытного образца платформы. Еще четыре платформы были изготовлены и сданы заказчику в декабре 1949 года.
С 5 по 17 апреля 1950 года опытная батарея КС-30 в составе четырех орудий с ГСП-130 прошла заводские испытания без стрельбы на заводе № 8. Но военная приемка отказалась их принимать, так как ряд механизмов к ним еще не был изготовлен. Кроме того, отмечен ряд неполадок: на системе № 3 неправильно качался лоток, отказывали досылатели и др.
Вторая сдача батареи была намечена на июнь 1950 года. К этому времени предполагалась сдача двух агрегатов питания АЛД-100-2 поставки Минэлектропрома. Агрегаты изготовлены заводом № 686.
Головным заводом-производителем КС-30 был назначен завод № 172. Качающиеся части для КС-30 изготовлял завод № 232.
Модификации
В 1953 году завод № 232 приступил к изготовлению опытных стволов с измененной нарезной частью.
20 апреля 1956 года завод № 172 отправил в ГАУ письмо с предложением улучшить характеристики КС-30:
а) Увеличить начальную скорость с 970 до 1100 м/с.
б) Увеличить скорость приводов наведения: вертикального — с 9 град/сек до 20 град/сек, и горизонтального — с 25 град/сек до 40 град/сек.
в) Ввести механизм автоматического внесения поправок на углы вертикального и горизонтального наведения орудия, учитывающие наклон оси цапф люльки.
Для этого завод № 172 предложил ввести дульный тормоз, частичное лейнирование ствола или применение составной трубы, увеличить мощность ГСП, а также ввести механизм заряжания.
Механизация подачи боекомплекта от погреба к пушке могла быть унифицирована с КМ-52. Цель - сокращение времени переснаряжения и облегчение работы расчета. [Табл. 61]
Таблица 61 |
|
Данные новой пушки |
|
Калибр, мм |
130 |
Скорость вертикального наведения, град/с |
20 |
Скорость горизонтального наведения, град/с |
40 |
Вес снаряда, кг |
33 |
Начальная скорость, м/с |
1100 |
Скорострельность, выстр./мин |
25 |