Предыдущая Оглавление Следующая

Конечно, командир лодки, да еще Герой очень интересовал и финнов, и немцев. Как для лучшей организации противолодочной обороны в Финском заливе, так и вообще для организации противодействия советским подлодкам его информация могла быть очень ценной. Лисина перевезли в Хельсинки и держали на офицерской гауптвахте, интенсивно допрашивая. Лисин не молчал, но из его ответов трудно было "начерпать" что-нибудь ценное. Да, он рассказывал о походе лета 1942 года и сообщил о потоплении им шведских судов, но оперативной информации, пригодной для немедленного использования, получить практически не удавалось. Зимой 1943 года немцы решили, что они лучше смогут "расколоть" командира и попросили отправить его в Германию. На транспорте его перевезли в Таллин, а оттуда поездом в Берлин. Как вспоминал сам Лисин, он попал в столицу Рейха очень удачно в день объявления траура по солдатам 6-й армии фельдмаршала Паулюса. Как вспоминают сослуживцы подводника, Лисин как-то рассказал, что ему сообщили - его ждет встреча с фюрером, и она состоялась. Германский лидер заявил, что хорошо знает о заслугах моряка, очень ценит воинскую доблесть и предлагает ему принять командование над любой немецкой лодкой. Была такая встреча или нет, сказать сложно, но в случае удачи пропагандистский капитал немцы получили бы очень большой - "даже после русской победы на Волге русский герой верит в немецкие идеалы и т.д. и т.п.". Хотя даже если бы Лисин согласился, лодку ему вряд ли бы дали; во время войны в Испании, где Лисин был, пара лодок погибла так подозрительно, что до сих пор думают, что их сознательно погубили командиры, оказавшиеся в сходной ситуации. Затем допросы вел бывший военно-морской атташе в Москве капитан цур зее Баумбах, Лисин опять говорил то же, что и финнам. Очень нуждаясь в лояльном нейтралитете Швеции, который заметно изменился опять же после разгрома под Сталинградом, немцы на основании финских и немецких материалов издали в срочном порядке специальную работу "Деятельность и выходы советской подводной лодки С-7" (см. Г. Кибардин "Тайная война Сталина". Минск, 1993, с. 86, правда, по моим данным, речь идет о единственном сохранившемся протоколе допроса С.П. Лисина, объемом в три листочка - П.Б.). На основании показаний взятого в плен и согласившегося работать на немцев командира БЧ-2 эсминца "Стройный" Д. Щапова, 11-15 мая Лисин присутствовал вместе с другими офицерами на встрече в гостинице "Бристоль" с генералом А. Власовым. Этот же Щапов, попав еще раз в плен, но уже к нам, поведал, (надо отметить, что он добровольно сдался нашим частям вместе со своей диверсионной группой), что, по словам Лисина, финны-подводники сказали ему что ждали его на 2 часа позже, так как знали время выхода из Кронштадта (?), а шифры немцам "сдал" стрелок-радист самолета МБР-2, который убил командира и перелетел к немцам. Конечно, все это здорово, но на самолет шифры не выдают. На шифровальных книгах в войну делалась надпись "на самолеты не выдавать", а действующая таблица условных сигналов менялась максимум раз в месяц. С-7, как видно из данной работы, пользовалась тоже таблицей условных сигналов, и даже если расшифровать текст радиограммы - "Юла, Кладка, Кладка, Калач, Калач", он ничего не даст. Каждый корабль, а уж особенно подводная лодка имела свою таблицу. Однако если радио было в 4.00, а погибла лодка почти в 21 час, то есть через 17 часов, то получается, что немцы очень четко представляли, откуда идет передача в эфир и до какой границы субмарины идут над водой, заряжая аккумуляторы - вот это и называется шаблонная тактика и сковывание инициативы командира! Конечно, финны не знали, на какую позицию идет лодка (из точки передачи радиограммы лодка могла повернуть и в Ботнику, и к шведским берегам), но получив сообщение немцев о наличии в открытом море подводной лодки противника, они, не особенно торопясь, послали две свои субмарины в те районы, где должна (!) оказаться вражеская лодка, если она идет к берегам Финляндии по "предписанной дорожке".

В книге В. Азарова "Командир С-7", вышедшей в 1986 году, об этих встречах и деталях, конечно, не упомянуто, да и сам подводник, по воспоминаниям сослуживцев, кроме одного раза всячески уклонялся от разговоров на эту тему. Решив, что редкостный "язык" слишком загостился у соседей, финны попросили его вернуть. Из Берлина моряка доставили в Данциг, оттуда транспортом "Gotenland" в Турку, а затем в родную камеру гауптвахты в Хельсинки.

Осенью 1944 года капитан 2 ранга попадает на Родину, и конечно, в фильтрационный лагерь. Здесь ему несказанно везет, его замечает случайно один из знакомых и срочно сообщает жене в Москву. Та обращается лично к Народному комиссару (Главнокомандующему) Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецову, знавшему подводника еще по Испании, и с его письмом отправляется в лагерь. Документ Наркома и подтверждение, что звания Героя моряка не лишили, делают свое дело. Фильтрацию завершают, и если везет, то везет до конца, - Сергея Прокофьевича возвращают в кадры флота (!) - случай на грани невозможного (может быть, какую-то роль сыграл тот факт, что после капитуляции Финляндии все документы по факту потопления С-7, выписки из вахтенного журнала, копию рапорта командира и т.д. передали в 1944 году нашим морякам). Как вспоминает бывший штурман С-9 В.В. Правдюк, когда он учился в Ульяновске в середине 1943 года, его друг написал ему в письме, что ходят слухи, что Лисин предатель, выдал немцам маршруты переходов наших лодок и т.д. Теперь Правдюк встретил Лисина в погонах капитана 2 ранга в Москве и очень обрадовался, бросился навстречу. Лисин был очень тронут таким порывом и сказал: "А многие, увидев меня, переходят на другую сторону улицы..." Лисину вернули даже партбилет, но, правда, отправили на Тихий океан во Владивосток на должность начальника кабинета подводного плавания. В июле 1945 на торжественном выпуске офицеров-подводников официально сообщают, что С. П. Лисин в ближайшее время получит, наконец, Золотую Звезду, которую вручит командующий Тихоокеанским флотом. Но документы к награде на всякий случай придерживают до 1949 года. После службы в должности комдива "малюток" на Тихом океане "поздноиспеченный" Герой попадает в военно-морские учебные заведения и заканчивает службу в должности зам. командира училища в звании капитан 1 ранга в 1970 году. Скончался подводник в 1993 году. Так завершается первый этап истории С-7.

Можно только добавить несколько слов о судьбе ее противницы -"Vesihiisi". В январе 1945 года союзная контрольная комиссия решила, что лодки Финляндии должны быть разоружены. Их поставили в Хельсинской бухте, сняв орудия и заблокировав торпедные аппараты. Парижский мирный договор 1947 года запрещал Финляндии иметь подводные силы. 2 декабря 1952 года подводные лодки как класс кораблей были ликвидированы в составе национальных ВМС, а сами корабли проданы в Бельгию торговцу металлоломом Мартенсу, отбуксированы в Антверпен и разобраны, но не все. Первая лодка Айттолы "Vessico" сохранена в Суоменлина как национальный военный мемориал, вторая - "Vesihiisi" стала работать плавучим аттракционом. Финская лодка немного походила на немецкие субмарины, поскольку создавались они по родственным проектам, кстати, как и С-7. Мартенс написал на рубке финской лодки U-47. Эта лодка знаменита прорывом в главную базу английского флота - Скапа Флоу и потоплением английского линкора, тем более после войны ходили упорные слухи, что её командир Гюнтер Прин жив и содержится в концлагере и т.д. и т.п. Народ повалил валом, в том числе и из других стран, посмотреть морскую диковинку, прибыли и бывшие финские моряки, обнаружившие подлог. Посольство Финляндии заявило протест, и в 1954 году балаган прикрыли. В отместку Мартенс отбуксировал лодку, но куда, так и неизвестно. Или ее тихо разобрали, или затопили, возможно, она так же "дремлет" на морском дне где-то у бельгийских берегов.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz