Предыдущая Оглавление Следующая

В 1960 году та часть нейтральных вод, где погибла наша субмарина, переходит под юрисдикцию Швеции, и там, конечно, никто о затонувшем корабле не вспоминает. Это при том условии, что рапорт капитана Айттолы о потоплении С-7 переведен нашими специалистами на русский язык еще в 1944 году сразу по получении копии от финнов, а там место гибели указано с поразительной точностью (реальное отличается от счисленного несколькими десятками метров). В последние годы подводный спорт и обследование затонувших судов получает значительное распространение в мире, в том числе и в Швеции. В кругах шведских любителей долгое время циркулировали слухи о затонувшей подлодке рядом с берегом, (по некоторым данным, кроме прочего, на борту находится чемодан орденов) и береговая охрана Швеции, зная точные координаты, не сообщала их никому, чтобы избежать мародерства. В 1997 году шведские аквалангисты -любители Бьерн Розенлев и Андерс Яллай наделали шума, обнаружив у берегов Финляндии шведский галеас "Jonchoping", который, якобы, вез для царского двора и лично императора Николая II шампанское и коньяк. В 1916 году судно было потоплено немецкой подводной лодкой. Несколько бутылок подняли на поверхность, и цена их оказалась астрономической. Сразу нашлось много желающих профинансировать спасательные работы, но "гора родила мышь" - деревянные борта так разложились, что найти ничего не удалось.

В 1998 году оба шведа решили поискать подводную лодку. Путем работы в архивах они примерно вычислили место, более того, нашли рыбака, который недавно зацепился сетями за какое-то препятствие в том районе. Они связались с такими же фанатами, как и они, Пером Хендлюндом и Стурре Хильквистом. Один из них разработал за десятилетие уникальный гидролокатор для подводных исследований, а второй за год сумел его собрать. Идея испытать прибор на поиске подводной лодки увлекла изобретателей, последним в команду пригласили подводного фотографа Юхана Кандерта.

Все делалось исключительно на любительской основе. 27 июля 1998 года пятерка на мотоботе вышла к месту поиска. Прибор включили и на первом же пробном галсе зацепили лодку. Розенлев и Яллай даже не поверили коллегам и не сразу ушли в воду, поиски планировалось завершить за неделю, любопытно, что рядом на южной опушке Або-Аландских шхер (как официально называется место с точки зрения гидрографии) места глубинами 80-90 метров, а С-7 лежит точно на 40 метровой банке. Проведя фото- и киносъемку, спортсмены вернулись домой, отпечатали фотографии, сообщили в береговую охрану и правительственные органы и лишь 30 июля передали новость в средства массовой информации. Со своей стороны шведские власти заявили, что с 00 часов 6 августа район гибели субмарины считается закрытым для любых подводных работ, чтобы избежать инцидентов, так как затонувший корабль является собственностью Российской Федерации. Район переведен на постоянное патрулирование с моря и воздуха.

После этого в шведской и российской прессе прошел целый ряд публикаций, причем очень многие авторы, не утруждая себя, черпали факты из упомянутой книги В. Азарова, и неточности перемещались из очерка в очерк. Многие сразу кинулись писать, что официальные круги не проявляют необходимой оперативности, надо завтра же поднимать лодку на поверхность. Вспоминали, что немцы несколько лет назад нашли свою лодку, быстро подняли и похоронили экипаж. Речь идет о U-534, ее обнаружили в 1989 году в Датских проливах и действительно подняли, но в 1996 году. Во-первых, столько лет потребовалось для сбора необходимых средств (534-ю поднимали на частные, а не государственные средства), а во-вторых, имелись очень серьезные основания предполагать наличие на ее борту какого-то особо секретного груза. В 1983 году на Черном море обнаружили Щ-204 , но не стали поднимать из-за опасности взрыва. Позднее, в 1986 году, в Северном море нашли голландскую О-22, но никто о подъеме и не думал. Летом 1999 года стало известно, что та же шведская "команда" обнаружила на дне Балтийского моря еще одну нашу лодку типа С, она расколота взрывом пополам, поэтому ни о каком подъеме говорить не приходится, по вопросу о том, какая это лодка существуют два мнения - ничего не известно об обстоятельствах гибели С-6 и С-8. Первая погибла летом 1941 года предположительно у шведских берегов, вторая - в октябре 1941 года приступила к форсированию западной части Финского залива и больше на связь не выходила. Скорее всего, найденная лодка - С-6, но на рубке затонувшей лодки видны литеры С-8. Маловероятно, но возможно, что С-8 форсировала Финский залив и по какой-то причине соблюдала полное радиомолчание, но наличие на рубке обозначения номера лодки очень необычно и требует отдельного изучения.

Все же говорить о полной инертности властей вряд ли допустимо, не только работы, но поход на место гибели лодки требуют согласования по дипломатической линии, т.к. это территория другого государства. Все мероприятие планировалось по линии МИД как протокольное, причем курировал его тогдашний министр иностранных дел Е.М. Примаков. После согласования всех вопросов 19 октября 1998 года из Кронштадта вышел гидрографический корабль "Сибиряков". На его борту находились официальные лица, сыновья и дочери погибших, ветераны-подводники, только среди последних не нашлось место единственному живому члену экипажа - лихому комендору Субботину, а жаль, если не сказать покрепче. На другой день был подписан приказ командующего Балтийским флотом, что точка гибели С-7 - место воинского захоронения, и все корабли до 3 ранга включительно обязаны отдавать воинские почести. Рейс "Сибирякова" и был нужен для придания останкам официального статуса братской могилы. В день 56-й годовщины гибели С-7 в 10.00 в территориальных водах Швеции встретились "Сибиряков" и корабль береговой охраны "Visborg", на котором прибыли шведские и финские официальные лица, которые перешли на наш корабль .

На воду легли венки от командования флота, родных, ветеранов и многих организаций, возложили венки шведы и финны, причем не в честь погибшего экипажа, а в память 22 шведских и 2 финских моряков, погибших на судах, потопленных С-7. После троекратного салюта одним военно-морским памятником в России стало больше.

Вечная память павшим !

S7sub004.jpg

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА С В СОВЕТСКОМ ФЛОТЕ.

(Краткая история проектирования)

История создания подводных лодок типа С имеет много различных поворотов.

В начале 30-х годов наши специалисты в области подводного кораблестроения отчетливо представляли себе, что уровень отечественной инженерно-конструкторской мысли требует подпитки свежими идеями. В 1932 году группа советских инженеров-подводников выехала в Нидерланды в Гаагу на фирму "N.V. Ingenieurkantoor voor Scheepsbouw" (IvS), которая осуществляла проектирование подводных лодок на заказ многим странам. Внимание наших специалистов к этой фирме в первую очередь привлекла подводная лодка Е-1, строящаяся в Испании с 1929 года по проекту IvS на верфи Эчивариетта у Ларинга. За время своего существования "инженерная контора" разработала более 50 проектов для 19 стран мира.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz