Мобильная радиостанция Р-145
В походном положении водитель и командир машины вели наблюдение через два несъемных ветровых стекла, оснащенных стеклоочистителями и обогревательными устройствами. В боевом положении стекла закрывались глухими броневыми крышками, а командир вел наблюдение через четыре призменных прибора ТНП-А и один командирский прибор ТПКУ-2Б с пятикратным увеличением и встроенной прицельной шкалой. Водитель в боевом положении пользовался приборами ТНП-А, расположенными спереди (три) и слева (два). Для десанта на бронетранспортере имелся перископический прибор МК-А и призменный прибор ТНП-А. Кроме дневных была предусмотрена установка ночных приборов ТКН-1 (у командира) и ТВН-2Б (у водителя).
Тип машины |
БТР-60П |
БТР-60ПА |
БТР-60ПА1 |
БТР-60ПБ |
БТР-60ПЗ |
Колесная формула |
8x8 |
8x8 |
8x8 |
8x8 |
8x8 |
Боевая масса, кг |
9900 |
10.200 |
10.300 |
10.300 |
10.200 |
Длина, мм |
7220 |
7220 |
7220 |
7560 |
7220 |
Ширина, мм |
2906 |
2906 |
2906 |
2825 |
2825 |
Высота, мм |
2105 |
2375 |
2375 |
2420 |
2420 |
Клиренс, мм |
475 |
475 |
475 |
475 |
475 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|||||
по шоссе |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
на плаву |
10 |
10 |
10 |
9 |
10 |
Запас хода по шоссе, км |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Запас топлива, л |
290 |
290 |
290 |
290 |
290 |
Преодолеваемые препятствия: |
|||||
угол подъема |
30° |
30° |
30° |
30° |
30° |
крен |
25° |
25° |
25° |
25° |
25° |
ширина рва, м |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
стенка, м |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
(Упомянутый в таблице, но не описанный БТР-60ПЗ - это БТР-60ПБ с углом возвышения пулемета до 60°, серийно не выпускался. Прим. ВВС)
Силовая установка модернизированного бронетранспортера включала два двигателя ГАЗ-49Б (2 х 90 л.с.). На БТР-60ПБ применили новые шины с регулированием давления.
БТР-60ПБ находился в серийном производстве с 1966 по 1976 гг., став основной боевой машиной советской мотопехоты. На базе БТР-60ПБ создавались и многочисленные типы специальных машин, в частности, командирский БТР, машины управления БТР-60ПУ и БТР-60ПУ12, мобильная радиостанция Р-145 и другие.
БТР-60ПБ
В 70-х годах в артиллерийские подразделения стала поступать машина командира батареи 1В18 «Клен-1», разработанная на базе БТР-60ПБ. Она предназначалась для управления огнем полевой артиллерии и оснащалась специальным оборудованием, часть которого размещалась в поворотной башне, лишенной вооружения. Позже был создан модернизированный вариант машины управления — 1В18-1.
Для командира артиллерийского дивизиона, также на базе БТР-60ПБ, была разработана машина управления 1В19 «Клен-2», поступившая на вооружение в середине 70-х годов.
На базе БТР-60 выпускались также различные варианты командирских машин и машин управления действиями авиации.
В Румынии строился БТР ТАВ-71, представлявший собой модификацию БТР-60. На румынской модели установлены более мощные 140-сильные двигатели, угол возвышения башенных пулеметов увеличен, что позволяет их использовать для обстрела воздушных целей. На вооружении имелись следующие варианты боевой машины: ТАВ-71АР — самоходный 81-мм миномет; БРЭМ ТЕРА-71, TEPA-71L. Командно-штабные машины ТАВ-71АР1 450/ 451/452.
Кроме вооруженных сил Румынии, БТР ТАВ-71 поставлялись армии Югославии.
До настоящего времени БТР-60 является одним из самых распространенных бронетранспортеров в мире. В различных вариантах он состоит на вооружении Азербайджана, Алжира, Анголы, Армении, Афганистана, Бахрейна, Беларусь, Ботсваны, Болгарии, Гвинеи-Биссау, Замбии, Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, Камбоджи, Конго, Кубы, Ливии, Литвы, Мали, Мозамбик, Никарагуа, России, Сирии, Финляндии, Эстонии, Эфиопии.
Машина командира батареи 1В18 М 1:76