В начале 70-х годов был создан БТР-70 (ГАЗ-4905), принятый на вооружение 21 августа 1972 г. и запущенный в серию в 1976 году. Основные отличия БТР-70 от предшественника — БТР-60ПБ — заключались в следующем:
— установлены новые, более современные и мощные V-образные восьмицилиндровые карбюраторные двигатели ГАЗ-49Б (ЗМ3-4905) мощностью по 115—120 л.с.;
— изменена компоновка десантного отделения — бойцы сидят лицом к бортам, что облегчает им ведения огня из личного оружия через амбразуры;
— оборудованы нижние боковые люки для посадки десанта;
— топливные баки размещены в изолированных отсеках;
— применена автоматическая система защиты от оружия массового поражения;
— введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых;
— смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с рабочего места водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя быстро отключить его и работать только на другом исправном;
— установлены два электрогенератора;
— высота бронетранспортера уменьшена на 185 мм.
Закрытый корпус машины с гладким днищем герметизирован. В его передней части размещены сиденья водителя и командира, за ними — одного десантника и стрелка. Десантное отделение расположено за отделением управления, в нем параллельно бортам машины установлены два сиденья для шести человек десанта.
Двигатели смонтированы в кормовой части корпуса. Водометный движитель — двухступенчатый.
Колесные шины — бескамерные, сверхнизкого давления. Подвеска колес — индивидуальная торсионная.
Для ведения огня из личного оружия пехотинцев в бортах машины имеется семь лючков, закрываемых броневыми герметическими крышками. Наблюдение из бронетранспортера осуществляется через перископические смотровые приборы ТНП-Б: у водителя их четыре, у командира — три, по одному — в бортах десантного отделения. Кроме того, у командира имеется дневной прибор наблюдения ТПКУ-2Б.
Вооружение БТР-70 осталось аналогичным вооружению БТР-60ПБ (14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм ПКТ (с боекомплектом, соответственно, 500 и 2000 патронов), размещенные во вращающейся башне с прицелом ПП-61А или ПП-61АМ. Однако вместо прежней башни с углом вертикального наведения 30° применена усовершенствованная башня разработки Тульского КБ Приборостроения (ныне — НПО «Точность») с углом обстрела, увеличенным до 60°. В десантном отделении машины перевозится гранатомет РПГ-7 и два ПЗРК 9К34 «Стрела-2». Кроме того, машина может транспортировать два автоматических гранатомета АГС-17. Имеется радиостанция Р-123М, прибор радиационной разведки ДП-3Б и войсковой прибор химической разведки ВПХР. При срабатывании системы защиты от оружия массового поражения жалюзи автоматически закрываются и двигатели машины останавливаются.
На БТР-70 установлен отопитель калориферного типа.
На базе БТР-70 выпускались:
— машина радиосвязи БТР-70МС; внешние отличия — отсутствие башни и наличие дополнительных штыревых антенн.
— БРЭМ, вместо башни установлен кран.
— Командно-штабная машина БТР-70КШМ.
— Машина с аппаратурой радиоэлектронной борьбы.
В Румынии выпускался бронетранспортер ТАВ-77, представлявший собой вариант БТР-70 и незначительно отличавшийся от прототипа. Для румынской армии на базе БТР ТАВ-77 также строились БРЭМ и командно-штабная машина.
БТР-70 различных вариантов состоят на вооружении армий России и стран СНГ, Эстонии, Непала, Пакистана.
БТР-70