Четвертый вариант — AML-20 — был оснащен открытой башней с 20-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, на шкворневой установке монтировался 7,62-мм пулемет или одна ПУ ПТУР «Милан». Еще один пулемет устанавливался неподвижно с левой стороны корпуса.
На стандартный корпус бронеавтомобиля AML была установлена башня с ПУ ПТУР SS-11. Вооружение состояло из четырех ПТУР SS-11В1 и двух 7, 62-мм пулеметов. Боезапас — шесть ПТУР. Предусматривался другой вариант вооружения: две ПТУР SS-12 и два 89-мм НУРС ACL-STR1M.
В 1984 году проходил испытания бронеавтомобиль AML-Mars. 90-мм длинноствольная пушка была установлена на вращающемся основании и снабжена автоматом заряжения. Бронеавтомобиль был построен в единственном экземпляре.
Опытный AML-Mars
БТР отличается от бронированных машин AML новым корпусом. Поскольку отделение для десанта располагается в задней части корпуса, двигатель пришлось вынести вперед. За двигателем находятся топливный бак и аккумуляторная батарея. Для посадки и высадки экипажа и десанта имеются большие двери в кормовом листе корпуса и двери с каждого борта; два люка в крыше, один — впереди с кольцом для установки легкой турели, другой — в крыше десантного отделения. Кроме того, в наклонных боковых стенках корпуса имеется еще по три небольших люка с бронезаслонками. Бронезаслонки управляются изнутри машины и могут устанавливаться под разными углами к корпусу.
Все варианты БТР М-3 являются амфибиями, движение на плаву осуществляется за счет вращения колес.
Опытный образец был разработан и построен в 1969 году. Серийное производство БТР М-3 началось в 1971 году. Всего, по различным оценкам, было изготовлено 1200-1500 БТР всех модификаций, которые состояли и состоят на вооружении армии и полиции Алжира, Бахрейна, Бенина, Берега Слоновой Кости, Буркина-Фасо, Бурунди, Габона, Заира, Ирака, Ирландии, Испании, Кении, Колумбии, Ливана, Мавритании, Малайзии, Марокко, Нигера, Нигерии, ОАЭ, Португалии, Руанды, Саудовской Аравии, Сенегала, Того, Чада.
![]() |
![]() |
БТР М-3 и БРМ AML-90 | БТР М-3 в Сомали |
В 1969 году был впервые представлен двухосный полноприводный бронетранспортер VTT. БТР VTT способен перевозить до 12 человек, включая экипаж. Корпус сварной из стальных бронелистов, толщиной 12 мм в лобовой части. Впереди в центре находится место водителя, за двигателем по оси машины находится регулируемое по высоте сиденье стрелка. Солдаты могут разместится на скамейках, установленных поперек корпуса и имеют возможность вести огонь из личного оружия через люки в наклонных боковых листах корпуса. На БТР имеется система кондиционирования и обогрева.
На БТР VTT может быть установлено различное вооружение. Применялись башни с 7,62-мм пулеметом или с 12,7-м пулеметом, башни с 20-мм автоматической пушкой, спаренной с 7,62-мм пулеметом. Большое количество БТР армии Франции было вооружено башней с двумя пулеметами калибра 7,62-мм или MAG-80 калибра 7,5 мм. Самым легким вариантом стрелковой установки были турели серии STB, на которых устанавливался один пулемет винтовочного калибра прикрытый спереди бронещитком. Рядом с задним люком обычно устанавливался пулемет винтовочного калибра на полукруговой турели.
Было построено несколько сотен БТР М-3 VTT, которые состояли на вооружении сухопутных войск Франции, Катара и ОАЭ.
В 1985 году фирма Панар представила модернизированный БТР М-3 под названием «Буффало», на котором вместо карбюраторного двигателя был установлен дизель Пежо XD-3Т мощностью 95 л.с. БТР «Буффало» состоят на вооружении сухопутных войск Бенина, Колумбии и Руанды.
БТР «Буффало»
Командно-штабной вариант БТР VTT. Внешне бронеавтомобиль VPC отличается наличием шести штыревых антенн. Возможно переоборудование БТР VTT в командно-штабную машину VPC в полевых условиях.
Оборудование мастерской позволяет ремонтировать двигатели бронированных машин AML и М-3. Экипаж — шесть человек.
На крыше корпуса установлен кран.
В переоборудованном боевом отделении размещено медицинское оборудование для оказания первой помощи и места для двух раненых на носилках или четырех на сиденьях.
На бронеавтомобиле VPC установлена башня с четырьмя пусковыми установками ПТУР «ХОТ» и системой наведения ракет. Боезапас — четыре ракеты в ПУ и десять — внутри машины.
В 1973 году был показан опытный образец зенитного комплекса М-3 VDA. Он предназначался для поражения низколетящих воздушных целей. На крыше корпуса установлена башня с двумя 20-мм автоматическими пушками Эрликон HSS-820SL скорострельностью 1000 выстрелов/мин и антенной РЛС. Между пушками установлен 7,62-мм пулемет. Углы возвышения вооружения — от -5° до +85°. Дальность обнаружения цели РЛС — 8-10 км. Экипаж — три человека.
Зенитный комплекс прошел испытания с боевой стрельбой по реальным целям в первой половине 1974 года. Первая серийная ЗСУ была построена в 1975 году. В 1976 году начались поставки в вооруженные силы Берега Слоновой Кости, Нигера и Объединенных Арабских Эмиратов.
Характеристики бронеавтомобилей AML
AML Н.60-7 | AML Н60/20 | AML Н.90-7 | М-3 VTT | М-3 VDA | |
Колесная формула | 4x4 | 4x4 | 4x4 | 4x4 | 4x4 |
Боевая масса, кг | 4800 | 4900 | 5500 | 6100 | 7200 |
Масса пустого, кг | 5300 | ||||
Длина, м | 3,79 | 3,79 | 3,79 (5,1*) | 4,45 | 4,45 |
Ширина, м | 1,97 | 1,97 | 1,97 | 2,40 | 2,40 |
Высота, м | 1,86 | 1,87 | 2,07 | 2,00 | 3,0** |
Дорожный просвет, м | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,35 |
Колесная база, м | 2,50 | 2,50 | 2,50 | 2,7 | 2,7 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
100 |
100 |
100 |
90 |
90 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч |
— |
— |
— |
— |
4 |
Запас хода по шоссе, км | 600 | 600 | 600 | 600 | 1000 |
Преодолеваемые препятствия: | |||||
подъем | 30° | 30° | 30° | 16,5° | 16,5° |
высота стенки, м | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
ширина рва, м | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Экипаж (десант), чел. | 3 | 3 | 3 | 2(10) | 3 |
* длина с пушкой, развернутой вперед ** высота по крыше башни CAFL-38