В 1988 году демонстрировался вариант бронеавтомобиля VAB, оснащенный РЛС артиллерийской разведки Toмсон-CSF «Ratac». Начиная с 1970 года фирма Toмсон-CSF поставила вооруженным силам Франции 115 РЛС, которые монтировались па шасси легких танков АМХ-13. Поскольку танки этого типа снимались с вооружения, планировалось установить старые РЛС на БТР VAB с целью продления срока эксплуатации РЛС до 2000 года.
VAB Ratac с РЛС артиллерийской разведки
Разработка пушечной машины VBC-90 велась Рено и Крезо-Луар в инициативном порядке. Первый вариант VAB-VCS (VCS — Vehicule Canon Saviem) был неудачным. В 1979 году демонстрировался прототип бронеавтомобиля VBC-90 (VBC— Vehicule Blinde Canon). Компоновка пушечной машины сильно отличалась от компоновки базового БТР. Поскольку в центре корпуса устанавливалась башня GIAT TS-90 с 90-мм пушкой, спаренной с 7,62-мм пулеметом, моторное отделение пришлось разместить в задней части, что, в свою очередь, потребовало изменения ходовой части. Сам корпус стал значительно ниже, передняя часть полностью перекомпонована, боковых дверей нет. В передней части корпуса водителю для обзора установили полубашенку с тремя небольшими окнами. Боезапас к пушке составляет 47 снарядов, из них 20 находятся непосредственно в башне. Круговое поле обзора командиру обеспечивают семь наблюдательных приборов, установленных вокруг его люка. Наводчик имеет пять наблюдательных приборов с полем обзора 235° и телескопический прицел с 5,9-кратным увеличением. На некоторых машинах устанавливаются лазерные дальномеры и приборы ночного видения. Углы возвышения пушки — от -8° до +15°. Разворот башни осуществляется с помощью электропривода. Бронеавтомобиль VBC-90 не является амфибией. Серийное производство пушечных бронеавтомобилей началось в 1981 году, а в 1983 году жандармерия Франции закупила 28 машин. Небольшая партия VBC-90 была поставлена вооруженным силам Омана.
VBC-90
В 1990 году был представлен БТР VAB-NG (New Generation). Машина оснащена более мощным двигателем (250 л.с.) и новой автоматической трансмиссией. Бронезащита усилена накладными стальными листами толщиной 5 мм. Несмотря на установку дополнительного оборудования и бронирования, масса машины из-за применения новых конструкционных материалов снизилась на 500 кг. Эти усовершенствования позволят бронеавтомобилям VAB оставаться на вооружении вооруженных сил Франции еще, по крайней мере, в течение двадцати лет. Однако заказов на новые машины VAB-NG (исключая VAB-NBC) от армии Франции пока не последовало, хотя планируется доработка по стандарту NG уже поставленных бронеавтомобилей.
Бронетранспортер VAB-NG
В 1995 году армия Франции приняла на вооружение артиллерийскую систему наблюдения и целеуказания DANAOS (Day and Night Artillery Observation Systems), смонтированную на базе бронеавтомобиля VAB 4x4. Система DANAOS позволяет передовому артиллерийскому наблюдателю обнаруживать цели днем и ночью, определять их координаты и передавать их в реальном масштабе времени на командный пункт. Бронеавтомобиль VBA-DANAOS может быть вооружен 7,2-мм пулеметом на турели.
VAB-VTT |
VAB-VCI |
VBC-90 |
|||
Колесная формула |
4x4 |
6x6 |
4x4 |
6x6 |
6x6 |
Боевая масса, кг |
13.000 |
14.200 |
13.000 |
14.200 |
13.500 |
Масса пустого, кг |
10.500 |
11.700 |
11.500 |
12.700 |
12.800 |
Габаритные размеры, м: длина |
5,98 |
5,98 |
5,98 |
5,98 |
5,65 (8,15*) |
ширина |
2,49 |
2,49 |
2,49 |
2,49 |
2,49 |
высота по крыше корпуса |
2,06 |
2,06 |
2,06 |
2,06 |
1,74 |
высота по крыше башни |
2,55 |
||||
Дорожный просвет, м |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
Ширина колеи, м |
2,04 |
2,04 |
2,04 |
2,04 |
2,04 |
Колесная база, м |
3,0 |
1,5/1,5 |
3,0 |
1,5/1,5 |
1,5/1,5 |
Максимальная скорость, км/ч по шоссе |
92 |
92 |
92 |
92 |
92 |
поводе |
7 |
7 |
7 |
7 |
__ |
Запас хода по шоссе, км |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
Емкость топливного бака, л |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Преодолеваемый подъем |
до 60% |
до 60% |
до 60% |
до 60% |
до 50% |
Экипаж (десант), чел. |
2(10) |
2(10) |
2(9) |
2(9) |
3 |
* длина с пушкой вперед
В 1997 году французская армия получила первые из 40 заказанных машин специализированной разведки местности VAB-NBC 4x4 (Nuclea, Biological, Chemical — радиационной, биологической, химической). Основным подрядчиком в разработке данной машины была фирма Thomson-CSF.
Экипаж машины VAB-NBC — четыре человека. Машина оборудована коллективной и индивидуальными системами защиты от оружия массового поражения. Системы разведки местности устанавливаются только на базе БТР VAB-NG.