Машина управления и связи LAV-C
По восемь машин управления и связи LAV-C входят в каждый из трех батальонов LAV. Внешне бронеавтомобили отличаются отсутствием вооружения, наличием пяти штыревых радиоантенн. Большой тент, установленный над боевым отделением, значительно увеличивает внутренний объем корпуса, что необходимо для размещения дополнительной электронной аппаратуры.
На вооружении батальонов LAV также имеется по 16 противотанковых машин LAV-AT. Первый бронеавтомобиль LAV-AT поставлен корпусу морской пехоты в 1987 году.
Корпус LAV-AT практически идентичен корпусу LAV-25. Пусковая установка ПТУР «ТОУ» во вращающейся башне Эмерсон TUA (TOW Under Armor — «ТОУ» под броней) смонтирована в задней части крыши корпуса. Конструктивна она аналогична ПУ самоходного ПТРК М901. Углы возвышения ПУ — от -30° до +34°. Боекомплект 16 ракет, в том числе две на направляющих. Перезаряжание ПУ — ручное, через люк в задней части башни. В состав системы наведения входит лазерный дальномер. Перед командирской башенкой установлен 7,62-мм пулемет.
![]() |
![]() |
Машина РЭБ LAV-MEWSS |
Противотанковая машина LAV-AT |
ВВС США финансировали работы по созданию бронеавтомобиля для обороны авиабаз и ведения разведки. За основу был взят корпус боевой машины LAV-C, на крыше которой установили вращающуюся башню с 12,7-мм пулеметом Браунинг. Две машины проходили испытания в 1989 году на авиабазе Эглин. ВВС планировали заказать 40 машин LAV-MARV.
Два опытных образца машин радиоэлектронной борьбы LAV-MEWSS (Mobil EWSupport System) были построены фирмой Дженерал моторз оф Кэнэда в августе 1985 г. В сентябре 1986 г. было принято решение о принятии их на вооружение КМП США, серийное производство началось в 1987 году. Четыре бронеавтомобиля поступили на вооружение 1-го радиотехнического батальона, дислоцировавшегося на Гавайях, четыре — на вооружение 2-го радиотехнического батальона в Кэмп-Леджуне, шт. Северная Каролина и еще четыре машины передали на базы хранения КМП.
На крыше боевого отделения установлена телескопическая мачта GTE «Мэджик Мает» высотой в выдвинутом положении 11,3 м с передающей антенной. Кроме обычного радиооборудования на машине РЭБ имеются радиоприемник WJ-8618, радиопеленгаторная станция AN/PRD-10, станция постановки помех AN/VLQ-19.
Впервые бронеавтомобили LAV были опробованы в боевых условиях в операции по захвату острова Гренада в 1985 г. В ходе скоротечных военных действий американские боевые машины имели боевые столкновения с кубинскими БТР-60. К сожалению, подробные данные и потерях с той и с другой стороны отсутствуют. Активно использовали LAV-ы морские пехотинцы в ходе операции «Джаст Коз» в декабре 1989 г. (вторжение в Панаму).
В операции «Буря в Пустыне» 1990-1991 гг. приняли участие все три батальона LAV корпуса морской пехоты. Сведения о потерях также отсутствуют, однако приблизительно их оценить можно. По заказу министерства обороны США фирма GMC построила 759 боевых машин LAV всех модификаций, в 1996 году на вооружении морской пехоты находилось 735 машин. Разница в цифрах — 24 бронеавтомобиля; вероятно, какое-то количество из них было передано исследовательским организациям для опытно-конструкторских работ по установке новых систем оружия, часть могла быть потеряна в дорожно-транспортных происшествиях, но большая часть — навсегда осталась в пустынях Ирака.
Выбор бронеавтомобиля «Пиранья» 8x8 корпусом морской пехоты США в качестве основной боевой колесной машины способствовал ее признанию во всем мире. Несмотря на то, что американские LAV-ы выпускались в Канаде, командование канадской армии только в 1994 году приняло решение принять на вооружение боевые машины на базе «Пираньи» III 8x8.
Фирма GMC поставит 240 боевых машины LAV в разведывательном варианте и в варианте БТР сухопутным войскам Канады. Вооружение (25-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет) размещено в башне Делко.
Для оснащения разведывательных машин было разработано два варианта аппаратуры. В одном случае комплект датчиков первичной информации располагается на 10-метровой телескопической мачте, расположенной за башней с вооружением, в другом — на треноге, устанавливаемой вне бронеавтомобиля. В состав разведывательных подразделений войдут машины, оснащенные и тем, и другим комплектами . В состав системы входят дневная ТВ камера, лазерный дальномер, ИК-система ночного видения и РЛС обнаружения наземных целей. Экипаж машины — три-четыре человека. На вооружение LAV-R начали поступать в 1996 году, окончание поставок — 1998 год. Первое подразделение, имеющее на вооружении бронеавтомобили LAV-R, сформировано в начале 1997 года. Бронеавтомобилями LAV-R оснащаются разведывательные роты (по 22 машины) и взводы (по 11 машин). Разведроты будут вести разведку на уровне бригады, взводы — войдут в состав батальонов. Кроме того, будет сформировано три отдельных подразделения по семь машин LAV-R для ведения разведки в интернах территориальных военных округов Канады.