В конце 70-х годов в Югославии фирмой ТАМ было разработано семейство полноприводных двухосных бронеавтомобилей BOV.
Компоновка всех вариантов бронемашин одинаковая, корпуса изготовлены из стальных бронелистов толщиной в лобовой части 8 мм. В передней части находится отделение управления, в средней — боевое отделение и в задней — моторно-трансмиссионное. В крыше корпуса над сиденьями водителя и командира имеются люки. На бронеавтомобиле установлен шестицилиндровый дизельный двигатель F6L413F мощностью 148 л.с., выпускавшийся в Югославии по западногерманской лицензии; коробка передач — ручная, с пятью скоростями для движения вперед и одной — назад. Все колеса ведущие, подвеска пружинного типа, на каждом колесе установлен телескопический амортизатор. Передние колеса управляемые, в контур управления включен гидроусилитель. Имеется система централизованного регулирования давления в пневматиках.
Известны следующие варианты бронеавтомобилей BOV:
БТР для перевозки десяти человек, включая командира и водителя. Лобовая часть корпуса с резким изломом, образующим переднюю стенку отделения управления. Командир и водитель имеют хороший обзор через два лобовых и два боковых окна из пуленепробиваемых стекол. Для быстрой посадки и высадки в бортах боевого отделения есть по одной открывающейся двери. В верхней части бортов боевого отделения расположено по три небольших прямоугольных окна, ниже них находятся амбразуры для стрельбы из личного оружия. Вооружение БТР — пулемет калибра 12,7 мм, открыто установленный на крыше боевого отделения.
Бронеавтомобиль, вооруженный тремя ПУ модернизированных в Югославии ПТУР 3М14 «Малютка».
БТР BOV-1
ЗСУ, вооруженная тремя 20-мм автоматическим пушками М55 А4В1 в открытой сверху башне. Экипаж ЗСУ — четыре человека. Пушка М55 А4В1 является лицензионным вариантом пушки Испано-Сюиза HS804, скорострельность достигает 750 выстрелов в минуту. Дальность эффективного огня по наземным целям — 2000 м, по воздушным — 1500 м. Готовый к стрельбе боезапас находится в установленных сверху пушек дисковых магазинах на 60 снарядов каждый. В башне размещается 22 снаряженных магазина (еще три установлены на пушках). Приводы поворота башни и наведения пушек в вертикальной плоскости электрические. Углы наведения пушек в вертикальной плоскости изменяются в пределах от -4,5° до +83°. В башне установлен оптический прицел.
ЗСУ с двумя 30-мм автоматическим пушками, установленными по бортам закрытой вращающейся башни. Впервые ЗСУ BOV-3 публично продемонстрирована на военном параде в Белграде, состоявшемся 9 мая 1985 г.
ЗСУ BOV-30
BOV-VP |
BOV-3 |
|
Колесная формула |
4x4 |
4x4 |
Боевая масса, кг |
5700 |
9400 |
Длина, м |
5,70 |
5,79 |
Ширина, м |
2,53 |
2,53 |
Высота по крыше корпуса, м |
2,34 |
|
Высота по край башни, м |
— |
3,21 |
Колесная база, м |
2,75 |
2,75 |
Ширина колеи, м |
1,90 |
1,90 |
Дорожный просвет, м |
0,33 |
0,33 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
95 |
95 |
Запас хода по шоссе, км |
500 |
500 |
Емкость топливных баков, л |
220 |
220 |
Преодолеваемые препятствия: |
||
глубина брода, м |
1,1 |
1,1 |
высота стенки, м |
0,54 |
0,54 |
ширина траншеи, м |
0,64 |
0,64 |
подъем |
55% |
55% |
Экипаж (десант), чел. |
2(8) |
4 |