![]() |
![]() |
Легкий танк «Скорпион» на учениях британской армии |
Один из первых танков «Скорпион» |
Серийное производство гусеничных бронированных машин CVR(T) осуществлялось на заводах фирмы Элвис в г. Ковентри и в бельгийском городе Малин. До 1996 г. было построено более 3500 машин CVR(T) для вооруженных сил Великобритании и Бельгии, а также на экспорт.
Поставкам легких танков и машин на их базе в третьи страны придавалась огромное значение. Еще на этапе испытаний с целью демонстрации возможностей «Скорпиона» по эксплуатации в разных климатических условиях и их аэротранспортабельности два прототипа танка на самолете С-130 перебрасывались в Канаду и Австралию, где проходили испытания в холодном и жарком климате соответственно. Благодаря широкой рекламной кампании и великолепным для своего класса тактико-техническим характеристикам, машины CVR(T) успешно продавались на мировом рынке оружия, в первую очередь, в развивающиеся страны и страны, имеющие относительно небольшую армию, где «Скорпионы» зачастую выполняли роль основных боевых танков.
По состоянию на начало 1998 г. легкие танки «Скорпион» и машины на их базе находились на вооружении Бельгии («Скорпион» — 133, «Симитер»— 141, «Спартан» — 166 (266 на хранении), «Султан» — 41 (47 на хранении), «Самсон» — 9 (18 на хранении), «Самаритан» — 20 (41 на хранении); Брунея («Скорпион» — 16, «Султан» — 2); Великобритании («Скорпион» — 270, «Симитер» — 300, «Страйкер» — 50); Венесуэлы («Скорпион-90» — 50, «Султан» — 2); Гондураса («Скорпион» — 12, «Симитер» — 3); Индонезии (в 1995 г. подписан контракт на поставку 30 танков «Скорпион-90»); Ирана (50 танков «Скорпион»); Ирландии (14 танков «Скорпион»); Малайзии (26 танков «Скорпион-90»); Нигерии (5 разведывательных танков «Симитер»); Новой Зеландии (26 танков «Скорпион»); Объединенных Арабских Эмиратов (80 танков «Скорпион»); Омана (30 танков «Скорпион»); Таиланда (144 танка «Скорпион»); Танзании (36 танков «Скорпион»); Того (8 танков «Скорпион»); Филиппин (несколько «Скорпионов»).
ЛЕГКИЙ ТАНК «СКОРПИОН» (FV.101)
Необычная, с расположением МТО в передней, а башни в кормовой части корпуса, компоновка танка "Скорпион" объясняется желанием получить минимальные габаритные размеры. Кроме того, переднее расположение двигателя облегчает разработку специализированных машин на основе базового варианта. В боевых условиях небольшие размеры танка обеспечивают возможность его использования на узких горных и лесных дорогах, где не могут пройти более крупные по размерам боевые машины. Габаритная же ширина 7 футов была выбрана исходя из ширины аллей на плантациях каучуконосных деревьев в Юго-Восточной Азии.
«Скорпион» — первый в мире танк, изготовленный целиком из алюминиевого сплава. Пионерами в применении алюминиевой брони были американцы, использовавшие алюминий-магниево-марганцевый сплав 5083 в конструкции БТР М113 и легкого танка «Шеридан», однако ряд узлов этих машин (например, у танка «Шеридан» — башня) изготавливался из стали. В конструкции «Скорпиона» применяется подвергнутый термообработке алюминий-цинк-магниевый сплав 7039, близкий по своим прочностным качествам к броневой стали, но более легкий. Широкое применение в конструкции алюминия было вызвано требованием ограничения массы танка 10 т. Машину предполагалось эксплуатировать, в том числе, и в «диких» местах с неразвитой инфраструктурой: мосты в таких районах, как правило, имеют грузоподъемность не больше 10 т.
Легкий танк "Скорпион" на ходовых испытаниях