Оглавление Следующая

Недостающее звено

Константин КУЛАГИН

SovGA002.jpg

При изучении истории развития советских авианесущих кораблей в тридцатые годы обращает на себя внимание отсутствие информации о работах над гидроавианосцами. Между тем идея была в тот период чрезвычайно популярной. Автору данной статьи удалось обнаружить в Российском Государственном архиве Военно-морского флота и Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге ряд документов, проливающих свет на этот вопрос.

Планом развития Военно-морских сил РККА на 2-ю пятилетку (1932-1937 гг.) предполагалась потребность в авиатранспортах в 32 единицы, из которых 8 - для Черноморского, 12 - для Тихоокеанского, 6 - для Северного флотов, и 6 - для Каспийской флотилии. Планировалось получить их посредством переоборудования мобилизованных товаропассажирских и грузовых теплоходов. Предъявлялись следующие требования: водоизмещение - 4000-7000 т, скорость - 10-12 узлов, район плавания 300-600 миль, возможность принимать 4 самолета КР-2 в трюм и 2-4 на палубу, оснащение стрелами длиной 10 м и грузоподъемностью 3,5 т, при вооружении, состоящем из 4-х 45-мм автоматов и пулеметов. Устанавливались и параваны.

13 августа 1933 г. заместитель начальника Морских сил Лудри утвердил комплект стереотипных Тактико-технических заданий на мобилизационное переоборудование в авиатранспорты (далее АВТР) ряда теплоходов и пароходов, строящихся на заводах Главморпрома НКОП СССР. Предполагалось воспользоваться грузопассажирскими пароходами типа «Сучан» на Дальнем Востоке, грузовыми теплоходами грузоподъемностью 3000 т, грузовыми теплоходами КАСПАР (Каспийского пароходства) в 1650 т, и ледокольными пароходами типа «Севморпуть-1».

Предусматривалось разместить на каждом по 10 самолетов КР-2 (на т/х КАСПАР - 8): 1 на катапульте, 2 на палубе, 2 в носовом трюме, 4 на корме, 1 на юте. Установить катапульту и фартук для приема самолетов на ходу. Запас горючего из расчета: 1,5 т бензина, 120 л масла, 500 л воды на самолет. Бомб по 2 т на каждый.

Артиллерийское вооружение: 2x76,2-мм образца 1931 г (система Лендера), 2х45-мм четвертьавтомата, 2-4 спаренных пулемета на мостике.

Скорость хода 10 узлов и радиус плавания сохранялись, устраивались погреба боезапаса, хранилища авиатоплива и масла, мастерские.

Для операций с самолетами устанавливались новые грузовые стрелы. На трубе - длиной 20 м и грузоподъемностью 4 т, в носовой части - 7 м и 3,5 т, в кормовой части аналогичная. На черноморских т/х стрела на трубе 18 м, на т/х КАСПАР - 15 м. Штаты на экипаж составляли: 45 чел. - начальствующий состав, 50 - младший начсостав, 80 краснофлотцев. Подписаны ТТЗ начальником Технического управления УМС Горским.

Большинство из предполагавшихся к переоборудованию судов еще строилось, что позволяло наиболее полно учесть все возможные требования. В конце августа того же года начальник IV управления УМС (мобилизационное) Сивков предложил произвести полную переделку одного из судов типа "Сучан" по предлагаемым ТТЗ. Спустя год эскизное проектирование было в основном завершено. Работу вели КБ судостроительных предприятий в сотрудничестве с Управлением кораблестроения УМС РККА.

Внешний вид кораблей должен был сильно измениться. На всех кораблях от носа до кормы устанавливалась легкая спардечная палуба и ангар (Севморпуть-1), сносилась часть надстроек (полуют, некоторые рубки, на т/х КАСПАР вся надстройка с правого борта). На п/х типа «Сучан» удалось разместить 15 самолетов. Уменьшалась осадка, в среднем на 1,5-2 м.

Главморпром планировал в 1934 г на Дальзаводе переоборудовать три корабля, но позже отказался от этого. Возникли вопросы, связанные со стоимостью и временем переоборудования. Судостроители предполагали, что это займет от 1,5 до 2-х лет, и будет стоить до 8 млн. руб. Моряки сочли это предложение завышенным в 2-3 раза.

SovGA003.jpgSovGA004.jpg

Авиатранспорт на базе сухогрузного теплохода КАСПАР г/п 1650 т.

Реконструкция автора

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz