Навигационный комплекс «Медведица-671РТМ» обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы.
Боевая информационная управляющая система «Омнибус» производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятие решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой.
Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-Л» с системой космической связи «Цунами-Б», а также специальным разведывательным комплексом.
Вооружение АПЛ проекта 671РТМ включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата. На АПЛ проекта 671РТМ появились новые противолодочные комплексы. Кроме того, АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды «Сирена» и другие средства «спецназначения», многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 г. в ОКБ им. Н.И. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-мм торпедного аппарата погруженной подводной лодки.
Строительство подводных лодок проекта 671 РТМ было решено одновременно организовать на ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на судоремонтном заводе «Звездочка») и в Комсомольске-на-Амуре, на СЗЛК (с достройкой на судоремонтном заводе в Большом камне).
Характеристика АПЛ проекта 671РТМ
Длина наибольшая м | 106,1 (107,1) |
Ширина наибольшая м | 10,8 |
Средняя осадка м | 7,8 |
Водоизмещение, м3 | |
нормальное | 6990 |
полное. | 7250 |
Запас плавучести % | 28,0 |
Предельная глубина погружения м | 600 |
Рабочая глубина погружения м | 400 |
Полная скорость подводного хода уз. | 31,0 |
Надводная скорость уз. | 11,6 |
Автономность сут. | 80 |
Экипаж чел. | 92* |
* Численность экипажа варьировалась в зависимости от проекта РТМ или РТМК
Большие АПЛ проекта 671РТМ. Губа Западная Лица
Создание в нашей стране АПЛ проекта 671РТМ практически совпало с началом реализации в США программы строительства многоцелевых атомных подводных лодок 3-го поколения типа SSN-688 — самых массовых в мире АПЛ (в 1996 году ВМС США получили последнюю, 62-ю АПЛ этого типа), оснащенных мощным гидроакустическим комплексом AN/BQQ-5. Головной корабль в серии — «Лос-Анджелес» (6080/6927 т, максимальная скорость 31 уз., максимальная глубина погружения 450 м, 4 х 533 ТА с боекомплектом 26 торпед и ракето-торпед) — вступил в состав ВМС в 1976 году.
Новые американские АПЛ по-прежнему превосходили советские аналоги по уровню скрытности и характеристикам гидроакустического комплекса. Однако этот разрыв, по признанию самих американцев, значительно сократился и больше не носил прежнего «драматического» характера. В то же время американские АПЛ фактически сравнялись с советскими по максимальной скорости подводного хода (хотя и несколько уступали по максимальной глубине погружения). В то же время «Щуки» имели лучшую маневренность и боевую живучесть. Обладали они и некоторым преимуществом в вооружении. За счет более высокого уровня комплексной автоматизации АПЛ проекта 671 РТМ имели значительно меньший экипаж, чем «Лос-Анджелесы», что позволило создать у них на борту лучшие условия обитаемости. Однако в целом, по оценкам специалистов, подводные лодки проекта 671 РТМ и SSN-688 являлись приблизительно равноценными кораблями.
АПЛ проекта 671PTMK на Северном полюсе
Номер лодки |
Закладка |
Спуск на воду |
Прием ВМФ |
Ленинград |
|||
К-524 |
07.06.76 |
31.06.77 |
28.12.771 |
К-502 |
23.97.79 |
17.08.80 |
31.12.802 |
К-254 |
24.09.77 |
06.09.79 |
18.09.81 |
К-527 |
28.09.78 |
24.06.81 |
30.12.81 |
К-298 |
25.02.81 |
14.07.82 |
27.12.82 |
К-358 |
23.07.82 |
15.07.83 |
29.12.833 |
К-299 |
01.07.83 |
29.06.84 |
22.12.84 |
К-244 |
25.12.84 |
09.07.85 |
25.12.85 |
К-292* |
15.04.86 |
29.04.87 |
27.11.87 |
К-388* |
08.05.87 |
03.06.88 |
30.11.88 |
К-138* |
07.12.88 |
05.08.89 |
10.05.904 |
К-414* |
01.12.88 |
31.08.90 |
30.12.90 |
К-448* |
31.01.91 |
17.10.91 |
24.09.92 |
Комсомольск-на-Амуре |
|||
К-247 |
15.07.76 |
13.08.78 |
30.1278 |
К-507 |
22.09.77 |
01.10.79 |
30.11.79 |
К-492 |
23.02.78 |
28.07.79 |
30.12.79 |
К-412 |
29.10.78 |
06.09.79 |
30.12.79 |
К-251 |
26.06.79 |
03.05.80 |
30.08.80 |
К-255 |
07.11.79 |
20.07.80 |
26.12.80 |
К-324 |
29.02.80 |
07.10.80 |
30.12.80 |
К-305 |
27.06.80 |
17.05.81 |
30.09.81 |
К-355 |
31.12.80 |
08.08.81 |
29.12.81 |
К-360 |
08.05.81 |
27.04.82 |
07.11.82 |
К-218 |
03.06.81 |
24.07.82 |
28.12.82 |
К-242 |
12.06.82 |
29.04.83 |
26.10.835 |
К-264 |
03.04.83 |
08.06.84 |
26.10.84 |
* АПЛ, построенные по проекту 671 РТМК
1 С 1982 г. по 1991 г. К-524 — «60 лет шефства ВЛКСМ»
2 С 1999 г. К-502 — «Волгоград»
3 С 1982 г. по 1991 г. К-358 — «Мурманский комсомолец»
4 С 05.2000 К-138 — «Обнинск»
5 С 1982 г. по 1991 г. К-242 — «50 лет Комсомольску-на-Амуре»