Ракетная система «Коршун» с тактическими ракетами 3Р7 до сих пор малоизвестна.
В отличие от всех других серийных неуправляемых ракет сухопутных войск 3Р7 имела не твердотопливные, а жидкостные реактивные двигатели. Корпус ракеты калиберный, т. е. диаметр головной части равен диаметрам средней и хвостовой частей. Боевая часть фугасная. Стабилизация ракеты производилась за счет четырех крыльевых стабилизаторов и вращения ракеты (для компенсации эксцентриситета двигателя).
Ракета 3Р7 была разработана в НИИ-88 в поселке Подлипки под Москвой. Пусковая установка СМ-44 (артиллерийская часть) была спроектирована в ЦКБ-34 в г. Ленинграде. Рабочие чертежи и техническая документация СМ-44 были закончены 14.04.1955 г.
В качестве шасси был использован трехосный полноприводный автомобиль высокой проходимости ЯАЗ-214. Первые опытные образцы ЯАЗ-214 были изготовлены в 1951 г., но к их серийному производству Ярославский завод приступил лишь в начале 1957 г. В 1959-1960 гг. производство автомобилей ЯАЗ-214 было перенесено в город Кременчуг, где они получили название КрАЗ-214.
Ракетная система «Коршун»
ЯАЗ-214 был оснащен шестицилиндровым дизелем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с., который позволял автомобилю развивать скорость по шоссе до 55 км/час и преодолевать подъемы крутизной до 30°. Расход топлива составлял 55 л на 100 км пути. Таким образом, по контрольному расходу топлива запас хода составлял 650 км. Вес шасси ЯАЗ-214 —12,3 т, а грузоподъемность — 7 т.
Ракетная система «Коршун» на шасси автомобиля ЯАЗ-214
В серийное производство система «Коршун» поступила в 1957 г. В том же году состоялся и первый показ системы во время парада 7 ноября на Красной площади.
Данные ракеты 3Р7 |
|
Конструктивные данные |
|
Калибр ракеты, мм |
250 |
Длина ракеты, мм/клб |
5535/22,1 |
вес боевой части, кг |
100 |
Вес топлива, кг |
162 |
Вес ракеты стартовый, кг |
375 |
Число направляющих на ПУ |
6 |
Максимальный угол возвышения ПУ |
52° |
Баллистические данные |
|
Дальность стрельбы максимальная, км |
55 |
Время работы двигателя, с |
7,8 |
Длина активного участка траектории, км |
3,8 |
Скорость максимальная, м/с |
1002 |
Первые отечественные тактические твердотопливные ракеты 3Р1 «Марс» и 3Р2 «Филин» были разработаны в Московском институте теплотехники (МИТ — другое название НИИ-1 ГКОТ) под руководством Н.П. Мазурова.
![]() |
![]() |
Пусковая установка 2П4 «Тюльпан» комплекса «Филин» |
На вооружение комплекс «Филин» поступил в 1955 г., а в следующем году началось его серийное производство.
Надкалиберная головная часть оснащалась спецзарядом. Стабилизация ракеты в полете производилась с помощью крыльевых стабилизаторов и вращением (для компенсации эксцентриситета двигателя). Первоначальное проворачивание ракете придавала сама направляющая. К продольной балке направляющей был прикреплен винтовой ведущий полоз Т-образного сечения, по которому при старте ракеты двигался ее штифт.