Твердотопливная тактическая ракета 3Р2 комплекса "Филин" (схема А. Кощавцева)
Силовая установка двухкамерная, пороховая. Она состояла из головной и хвостовой камер сгорания. Промежуточная сопловая крышка имела переходный конус для соединения с хвостовой камерой. По ее окружности расположены 12 сопловых отверстий, оси которых наклонены к продольной оси ракеты под углом 15°. Это предотвращало удар истекающей струи газов по корпусу хвостовой камеры, т. к. струи раскаленных газов направлялись назад и в сторону. Кроме того, оси сопловых отверстий расположены под углом 3° к образующей, чем создавался крутящий момент, сообщающий ракете вращательное движение.
Через контакты пиросвеч напряжение подавалось на пиропатроны. Раскаленная нить воспламеняла пороховой состав. Возникший луч огня зажигал дымный порох воспламенителя головной камеры. Обе камеры начинали работать практически одновременно. Металлические заглушки, которые герметизировали сопла в обычных условиях эксплуатации, вышибались давлением пороховых газов. Ракета начинала движение по направляющей.
Комплекс «Филин» включал в себя пусковую установку 2П4 «Тюльпан» на шасси объекта 804. Объект 804 был создан на базе самоходной установки ИСУ-152К. Вес пусковой установки составлял 40 т.
Данные первых советских твердотопливных тактических ракет |
||
Ракета |
ЗР1 «Марс» |
ЗР2 «Филин» |
Калибр, мм: |
||
ракеты |
324 |
612 |
надкалиберной боевой части |
600 |
850 |
Длина ракеты, мм/клб |
9040/27,3 |
10370/17 |
Вес боевой части, кг |
565 |
1200 |
Вес топлива, кг |
496 |
1642 |
Вес ракеты стартовый, кг |
1760 |
4430 |
Дальность стрельбы, км: |
||
максимальная |
17,5 |
25,7 |
минимальная |
10 |
- |
Время работы двигателя, с |
7,0 |
4,6 |
Длина активного участка траектории, км |
2,0 |
1,7 |
Скорость максимальная, м/с |
531 |
686 |
Ракета 3Р1 комплекса «Марс» принципиально была устроена подобно «Филину». Двигатель имел два сопловых блока и две камеры (головную и хвостовую). Вес порохового заряда — 496 кг пороха марки НМФ-2. Сила тяги существенно зависели от окружающей среды: при +40° С — 17,4 т; при + 16° С — 17,3 т, а при -40° С — 13,6 т. Боевая часть ракеты с ЯБП покрывалась специальным чехлом для термостатирования. Первоначально подогрев осуществлялся с помощью горячей жидкости, а затем - с помощью специальных электронагревателей (спиралей в чехле). Для этого на пусковой установке или транспортно-заряжающей машине был установлен специальный электрогенератор. Скорость схода ракеты с пусковой: 37 м/с при +15°С и 32 м/с при -40°.
Минимальная дальность стрельбы 8—10 км получалась при угле ВН +24°. При максимальной дальности стрельбы 17,5 км время полета ракеты составляло 70 секунд, а скорость у цели достигала 350 м/сек.
Самоходная пусковая установка 2П2 для комплекса «Марс» была создана в 1957-1959 гг. в ЦНИИ-58 под общим руководством Грабина. Главный конструктор системы Федоров. Пусковая установка выполнена на шасси плавающего танка ПТ-76 и получила индекс ЦНИИ-58 — С-119А (в ряде документов она именовалась С-123А). Кроме того, в ЦНИИ-58 были спроектированы транспортно-заряжающая машина 2П3 (С-120) и баллистическая пусковая установка С-121. Транспортно-заряжающая машина 2П3 также была создана на шасси ПТ-76. На ней находились две ракеты и кран.
Серийное производство пусковых установок (ПУ) и транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) для комплекса «Марс» велось на заводе «Баррикады» в Сталинграде. В 1959—1960 гг. заводом «Баррикады» было изготовлено 25 ПУ2П2 и 25 ТЗМ 2П3.
Для замены гусеничной пусковой установки была предпринята попытка создания пусковой установки на колесном шасси. С этой целью завод ЗИЛ изготовил в 1960 г. два автомобиля ЗИЛ-135Е под пусковую установку «Марс». 20.09.1958 г. ОКБ завода «Баррикады» под руководством Г. И. Сергеева приступило к разработке ПУ Бр-217 и ТЗМ Бр-118 на колесном шасси для ракет «Марс». Однако на вооружение они приняты не были.
Пусковая установка С-119А комплекса «Марс»
Данные ПУ С-123А комплекса «Марс» |
|
Угол ВН, град. |
+15°+60° |
Угол ГН, град. |
±5° |
Длина направляющей, мм |
6700 |
Расстояние от грунта до оси снаряда, мм |
2650 |
Расстояние от грунта до оси цапф ПУ, мм |
2100 |
Клиренс ПУ, мм |
400 |
Вес качающейся части без ракеты, кг |
1377 |
Вес вращающейся части (без качающейся части и ракеты), кг |
1105 |
Вес артиллерийской части с ракетой, кг |
5112 |
Вес шасси, кг |
11329 |
Полный вес ПУ в боевом положении, кг |
16441 |
Расчет, чел |
3 |
Запас хода по шоссе по горючему, км |
250 |
Скорость максимальная, км/час |
|
заряженной ПУ |
20 |
незаряженной ПУ |
30-40 |
Мощность двигателя шасси, л. с. |
235 |
Отметим, что у комплекса «Марс» были и конкуренты. Так, по Постановлению СМ № 189-89 от 13.02.1958 г. в СКБ-172 (г. Пермь) разрабатывали твердотопливную ракету «Ладога». По первоначальному проекту ракета имела две ступени. Однако летно-конструкторские испытания, проведенные в 1960 г., показали, что двухступенчатая схема очень сложна и «не обеспечивает нормальные пуски». В конце 1960 г. СКБ-172 отказалось от дальнейшей отработки двухступенчатой схемы ракеты и перешло к одноступенчатой схеме.