Предыдущая Оглавление Следующая

TR50016.jpg TR50017.jpg

Опытная пусковая установка Бр-226-П (2П21) комплекса «Луна» (фото предоставил А.Ф.Рябец)

Первоначально разработчики спецзаряда предложили конструкцию, которую можно было разместить в головной части диаметром 415 мм. Поэтому ракета «Луна» 3Р9 проектировалась с калиберной головной частью как для спецзаряда, так и для осколочно-фугасного боеприпаса. Однако в процессе разработки размеры и вес спецзаряда существенно увеличились, и работы по ракете 3Р9 продолжались только в варианте с осколочно-фугасной головной частью 3Н15. Для ядерного заряда пришлось делать новую ракету 3Р10 с более тяжелой надкалиберной головной частью 3Н14. Ракетный двигатель обеих ракет был одинаков. Твердотопливный двигатель имел два сопловых блока и две камеры, подобно ракете 3Р1 комплекса «Марс». За счет меньшего веса и лучшей аэродинамики боеголовки ракета 3Р9 имела большую дальность стрельбы, чем 3Р10 (44,5 км против 32,2 км). Двигательная установка была спроектирована НИИ-1 и НИИ-125.

В серийное производство ракета 3Р10 была запущена в 1961 г.

Пусковая установка для ракеты «Луна» была создана в ЦНИИ-58 и получила индекс ЦНИИ - С-123А и индекс ГАУ — 2П16. Гусеничное шасси для пусковой установки (объект 906) было создано на базе ПТ-76 в КБ Волгоградского тракторного завода.

Комплекс «Луна» в целом получил индекс ГАУ - 2К6. В состав комплекса входили: пусковая установка 2П16, транспортная машина 2У663 (специальный полуприцеп с тягачом ЗИЛ-157В с двумя ракетами 3Р9 или 3Р10), а также автомобильный кран К-51 грузоподъемностью 5 т. Так как ресурс по километражу ходовой части был невысок, то при перевозке на большие расстояния пусковая установка 2П16 устанавливалась на специальный полуприцеп и транспортировалась седельным тягачом МАЗ-535В.

В конце 1962 г. в ходе Карибского кризиса комплексы «Луна» и «Онест Джон» оказались на грани боевого применения. Двенадцать пусковых установок 2П16 с ракетами 3Р10 были доставлены на Кубу. А ракеты «Онест Джон» с ядерными боеголовками вошли в состав американских сил вторжения, приготовленных к броску на остров Свободы.

8.06.1959 г. было принято Постановление СМ № 378-180 о разработке колесной пусковой установки для комплекса «Луна». Замена гусеничной пусковой на колесную обосновывалась целым рядом факторов. Существенно увеличивался ресурс ходовой части (до капремонта), а также скорость движения по шоссе. Дешевле становилась эксплуатация пусковой установки. Наконец, при движении по бездорожью и грунтовым дорогам гусеничные шасси сильно трясло. Эта тряска была нипочем неуправляемой ракете, но плохо влияла на устройства спецзаряда в 3Р10.

С 10 марта 1959 г. в ОКБ завода «Баррикады» под руководством Сергеева началась разработка колесного шасси для пусковой установки комплекса «Луна». Были созданы проекты пусковых установок: Бр-226-I на шасси автомобиля ЯАЗ-214; Бр-226-II на шасси автомобиля ЗИЛ-134 (изделие «135»); Бр-226-III на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л.

20 февраля 1960 г. началось проектирование пусковой установки Бр-230 на специальном полуприцепе, буксируемом седельным тягачом. Отметим, что существовал вариант пусковой установки на плавающем транспортере ПТС-65.

Из всех этих вариантов в металле были изготовлены только пусковые установки Бр-226-II (Индекс ГРАУ — 2П21) . На четырехосный автомобиль ЗИЛ-134 была наложена баллистическая установка С 121. Всего за месяц Бр-226-II была собрана и отправлена на испытания. В мае 1959 г. установка Бр-226-II проходила ходовые испытания в излучине Дона. Машина была плавающая, но при попытке плыть по Дону она едва не перевернулась. Затем Бр-226-II отправили на полигон, где провели три пуска ракет.

TR50018.jpg

Пусковая установка 9П113 комплекса «Луна-М»

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz