Выводы комиссии, испытывавшей установку:
Пусковая установка с задними домкратами и опорами под передней осью с сухого твердого грунта имеет достаточную устойчивость.
Перемещение корпуса установки при стрельбе практически одинаково с перемещением гусеничной установки 2П16.
Технические характеристики пусковой установки 2П21 (плавающей):
— вес автомобиля ЗИЛ-134 (изделие 135) — 9700 кг;
— двигатель — два V20BK карбюраторных шестицилиндровых верхнеклапанных мощностью по 120 л. с.;
— максимальная скорость — 40 км/час;
— тип кузова: плавающий герметичный цельнометаллический корпус со встроенной рамой.
Из-за установки артчасти расчетная грузоподъемность автомобиля была превышена, и он потерял свои водоходные качества.
В связи с созданием комплекса «Луна-М» Постановлением СМ № 694-233 от 15.06.1963 г. работы по пусковым установкам 2П21 были прекращены «как по устаревшему образцу».
16.03.1961 г. вышло Постановление СМ № 247-104 о создании ракетного комплекса 9К52 «Луна-М». Основной задачей разработки комплекса было увеличение дальности стрельбы тактической ракетой до 65 км. В состав комплекса должны были входить ракеты с несколькими головными частями: ядерной, химической и фугасной. Постановлением также предусматривалось проектирование двух пусковых установок: колесной и гусеничной. Головным исполнителем работ был назначен Московский институт теплотехники (МИТ).
Вертолетная пусковая установка Бр-257 (9П114). Фото предоставил А.Ф.Рябец
Опытная пусковая установка Бр-235 (9П112)
Транспортная машина 9Т29 комплекса «Луна-М»
Ракета 9М21Ф имела фугасную боевую часть 9Н18Ф, снаряженную 200 кг сильного взрывчатого вещества ТГА-40/60. Взрыватель неконтактного действия. При разрыве 9Н18Ф образовывалось около 15000 осколков.
Ракета 9М21Б оснащалась специальной боевой часть АА21 с радиовзрывателем. Позже появились ракеты 9М21Б1 с более мощной боевой частью АА38.
Ракета 9М21Г оснащалась химической боевой частью 9Н18Г. Разработка 9Н18Г отставала от графика и на вооружение ракета 9М21Г поступила не ранее конца 1965 г.
Уже в ходе работ над «Луной-М» в НИИ-24 была разработана ракета 9М21А с агитационной головной частью 9Н18А. Первые летные испытания 9М21А проводились в марте 1964 г.
В 1963—1964 гг. начались испытания ракет 9М21-ОФ с кассетной боевой частью 9Н18-ОФ. Вес боевой части 9Н18-ОФ был около 400 кг. Она содержала 42 боевых элемента весом по 7,5 кг каждый. Элемент содержал 1,7 кг ВВ. Осколки боевых элементов одной ракеты могли поразить живую силу и легкобронированные объекты противника на площади порядка нескольких гектаров. Головная часть 9Н18-ОФ снабжалась радиовзрывателем. Подрыв головной части, и разлет боевых элементов производились на высоте 1400-1000 м. На вооружение ракета 9М21-ОФ поступила лишь в 1969 г. Кроме того, для учебных целей использовались ракеты 9М21Е и 9М21Е1.
Все ракеты комплекса «Луна-М» имели одинаковый пороховой двигатель 3X18. Принципиально его работа была аналогична двигателю ракет «Луна».
29 февраля 1960 г. (т. е. еще до выхода постановления № 247-104) ОКБ завода «Баррикады» начало проектирование колесной пусковой установки Бр-231 на шасси автомобиле ЗИЛ-135ЛМ. А 14 июня 1960 г. ОКБ параллельно начало проектирование гусеничной пусковой установки Бр-237 на шасси «объект 910». Объект 910 был создан на базе ПТ-76 на Волгоградском тракторном заводе под руководством И.В. Гавалова.
29 марта 1961 г. для комплекса «Луна-М» началось проектирование сверхоригинальной пусковой установки Бр-257. Она была создана на базе легкого малогабаритного самоходного двухосного шасси и предназначалась для перевозки в вертолете. В начале 60-х годов, в СССР были созданы тяжелые вертолеты, способные перевозить автомобили, артиллерийские орудия и другую технику. Наших военных обуяла идея создать специальные малогабаритные и легкие самоходные пусковые установки для тактических и оперативно-тактических ракет, которые могли бы транспортироваться такими вертолетами. 5 февраля 1962 г. вышло Постановление СМ № 135-66 о создании комплекса 9К53 «Луна-МВ».