Предыдущая Оглавление Следующая

Замышлялась целая система ракетно-вертолетных комплексов в составе комплексов МИ-10РВК и МИ-6РВК. В первом комплексе вертолет МИ-10 транспортировал самоходную пусковую установку 9П116 с крылатой ракетой 4К95 (С-5В). А вертолет МИ-6 мог транспортировать как комплекс 9К73 с баллистической ракетой Р-17В, известной на западе как «Скад», так и комплекс 9К53 с ракетой «Луна-МВ».

В комплексе 9К53 ракета «Луна-MB» устанавливалась на легкую самодвижущуюся пусковую установку 9П114 и лебедкой затаскивалась в грузовую кабину вертолета МИ-6 или В-10. Предполагалось, что вертолет может доставить ее в удаленный или недоступный для наземного транспорта район, а то и в тыл противника. Далее при необходимости пусковая установка проделает еще какой-то путь на колесах и затем внезапно нанесет ракетный удар из точки, где враг и не мог предполагать наличие ракетной установки.

Разработчиками «Луны-МВ» были НИИ-1 (по комплексу) и ОКБ-329 ГКАТ (по приспособлению вертолетов МИ-6 и В-10 в качестве носителей пусковых 9П114).

Вертолетная пусковая установка (ВПУ) была разработана в КБ завода «Баррикады» (ныне ЦКБ «Титан»).

Основные характеристики ВПУ Бр-257(9П114)

Вес ВПУ без ракеты, т

4,5

вес ВПУ с ракетой, т

7,5

Скорость самодвижения с ракетой, км/час

3-8

Запас хода по горючему, км

40-46

Скорость буксировки за тягачом, км/час:

ВПУ с ракетой

10

ВПУ без ракеты

15

Габариты ВПУ без ракеты, мм:

высота

1535

ширина

2430

длина

8950

В качестве двигателя ВПУ был использован карбюраторный двигатель М-407 мощностью 45 л. с. от автомобиля «Москвич». В ходе разработки проект ВПУ был модернизирован и получил индекс Бр-257-1. Два опытных образца Бр-257-1 изготовил завод «Баррикады». Заводские испытания первой установки проходили с 29.09. по 6.10.1964 г., а второй — с 12 по 17 марта 1965 г.

В 1964 г. все три ПУ комплекса «Луна»: колесная Бр-231 (индекс ГАУ — 9П113), гусеничная Бр-237 (9П112) и вертолетная Бр-257 (9П114) прошли полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом.

По результатам испытаний пусковой установки 9П114 было решено ее доработать. Забегая вперед, скажем, что в 1965 г. комплекс МИ-6РВК (9К53 и 9К74) поступил в войска для опытной эксплуатации.

Не вдаваясь в подробности, скажем, что создание ракетно-вертолетных комплексов было в целом нелепой идеей, имевшей массу заведомо неустранимых недостатков. В результате этого ни один из них так и не поступил на вооружение. Тем не менее, стоит отметить, что конструкторы ЦКБ «Титан» успешно справились с задачей и предложили ряд интересных конструктивных решений.

Гусеничная пусковая установка Бр-235 (9П112) после испытаний была забракована. А на вооружение был принят комплекс 9К52 «Луна-М», в составе которого были ракеты 9М21Б и 9М21Ф, колесная пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29.

Пусковая установка 9П113 была создана на базе автомобиля ЗИЛ-135ЛМ, разработанного в 1963 г. В том же году производство этих автомобилей было перенесено на Брянский автозавод. ЗИЛ-135ЛМ представлял собой четырехосное шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами. Силовая установка состояла из двух двигателей ЗИЛ-375Я. Двигатели карбюраторные, восьмицилиндровые, V-образные, с жидкостным охлаждением, мощностью по 180 л. с. каждый. Установка двух двигателей на шасси позволяла с незначительными ограничениями продолжать движение на одном двигателе в случае выхода из строя другого двигателя.

Радиус поворота ПУ 9П113 составлял 12,5 метров. Максимальный угол подъема на сухом твердом грунте (с ракетой) — 30°. Допустимый крен при движении по косогору достигал 20°. Преодолеваемый брод — 1,2 м.

Установка 9П113 имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью в 2,6 т для погрузки ракет, что позволило исключить самоходный кран из состава комплекса. Кран позволил производить не только заряжание пусковой установки ракетой с ТЗМ, но делать перестыковку (замену) головных частей на своей направляющей.

TR50022.jpg

Пусковая установка 9П113 комплекса «Луна-М» на базе автомобиля ЗИЛ-135ЛМ

TR50023.jpgTR50024.jpg

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz