Оглавление Следующая

ТАНК В УПРЯЖКЕ

Рем Уланов

Для выполнения работ на высоте используются многочисленные конструкции мобильных подъемных устройств. В средние века с помощью так называемых нюренбергских ножниц - складных переносных лестниц - штурмовали крепостные стены. В век машин и электричества наиболее распространенными были телескопические подъемники, установленные на тележки, автомобили или железнодорожные платформы. Высота подъема рабочей площадки в некоторых случаях достигала 20-ти и более метров. Основным недостатком этих свободное стоящих на земле устройств была необходимость складывания их при перестановке вдоль обслуживаемого объекта, невозможность проведения работ на старениях сложной формы, имеющих выступающие части - балконы, эркеры, подвески различных проводов и зеленые насаждения. Кроме того, чем большей была предельная высота подъема рабочей площадки, тем значительней было ее расстояние от земли. Для того, чтобы попасть на такую рабочую площадку, необходимо забираться на нее по ступенькам - скобам.

TaUpr004.jpgTaUpr003.jpg TaUpr005.jpg TaUpr002.jpg

Нюренбергские ножницы

"Длинная рука".
1 - основной рычаг. 2 - дополнительный рычаг. 3
- стабилизатор площадки (пантограф)

Революционное решение конструкций мобильных подъемников, освобождающее их от указанных недостатков появилось в середине 40-х годов в виде устройства английской фирмы Saimon  - "длинная рука". На поворотном круге устанавливалась кинематическая система, состоящая из двух рычагов-штанг, шарнирно соединенных друг с другом. Повороты их выполнялись с помощью гидроцилиндров. Рабочая площадка удерживалась в горизонтальном положении с помощью следящего устройства пантографного типа. Первая "длинная рука" была предназначена для обслуживания мостов. Но вскоре эти устройства стали монтировать на автомобилях для подъема людей на высоту.

Когда Ленинград, восстановленный после блокады, готовился отметить в 1958 г. свое 250-летие, потребовалось привести в порядок облезлые стены многих зданий. Город покрылся извечными строительными лесами. Для удешевления ремонтных работ и повышения их эффективности, я предложил организовать производство шарнирно-рычажных подъемников фирмы Saimon. В качестве исполнительных механизмов надежней было использовать винтовые домкраты с червячным приводом. Для показа достоинств этой системы мы изготовили действующую модель устройства в 1:5 натуральной величины. Показ ее руководству Ленгорисполкома и Министерства обеспечил немедленное решение об изготовлении опытного образца.

На ленинградском литейно-механическом заводе, где я был главным конструктором, за короткий срок (100 дней) образец был изготовлен, испытан и принят к серийному производству. На специальном прицепе автомобильного типа, перевозимого на буксире с большой скоростью и способного двигаться самостоятельно у объекта со скоростью 1,8 км/ч, на двухрядном шариковом поворотном круге устанавливалась рабочая часть грузоподъемника. Фермы были сварены из дешевых водопроводных труб. Рабочая площадка свободно подвешивалась на шарнирах верхней фермы. Для предотвращения раскачивания были установлены фрикционные гасители-зажимы.

TaUpr006.jpg TaUpr007.jpg

Действующая модель подъемника в 1:5 натуральной величины

Опытный образец вышки Ш2СВ-14 (снято с ее рабочей площадки)

Спрос на эту простую и надежную машину был столь велик, что к 1962 г. выпуск ее осуществлялся, кроме литейно-механического завода Ленгорисполкома, еще 5-ю заводами страны: Заводом высоковольтных опор Минэнерго, Подольским механическим заводом, Абаканским механическим, Ново-Алексеевским ремонтно-механическим и Ивано-Франковским заводами.

Оглавление Следующая