Предыдущая Оглавление Следующая

Tn1WW077.jpg

Прототип танка «Сен-Шамон»

Ходовая часть включала на один борт три тележки - передняя несла два, остальные по три сдвоенных опорных катка. Тележки соединялись с корпусом и друг с другом посредством шарнирных рычагов, рама корпуса опиралась на тележки через вертикальные винтовые цилиндрические пружины. В вилке передней тележки крепилось направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения гусениц. Гусеница состояла из 36 крупных траков. Элементами трака были подушка (башмак) шириной 324 мм и два рельса. Зацепление гусеницы расположенным сзади ведущим колесом производилось за шарнир траков. Длина опорной поверхности — 2,65 м. Из-за нависания передней части над гусеницами машина часто останавливалась перед невысокими вертикальными препятствиями. Чтобы как-то компенсировать это, впереди и позади гусеничного обвода снизу корпуса установили специальные широкие ролики. Они несколько увеличили ширину перекрываемого рва, но никак не помогали в преодолении вертикальных препятствий. На сухом прочном грунте танк переходил рвы шириной до 2,5 м, но редко преодолевал рвы шире 1,8 м. Поворотливость на грунте у «Сен-Шамон» была заметно хуже, чем у «Шнейдер». Перетяжеление носовой части танка приводило к частой деформации передних тележек и спаданию гусениц. В целом можно сказать, что в производство пошел заведомо непригодный танк (это было очевидно даже для начального этапа танкостроения) — увы, в истории танкостроения это был не последний случай.

Упомянутые испытания середины 1916 г. выявили многочисленные изъяны в конструкции «Сен-Шамон». Эта модель сильно уступала тому же «Шнейдер», также не блиставшему надежностью и проходимостью. Прежде всего, танкисты потребовали уширить гусеницы «Сен-Шамон» с 324 сначала до 412, а потом и до 500 мм. Масляный радиатор двигателя оказался слишком хрупким, а ненадежная система смазки приводила к частым поломкам в двигателе или выбросам дыма. Требовалось улучшить изоляцию электрических трансформаторов. Выхлопную трубу провели вдоль крыши в сторону кормы (как на британских тяжелых танках). В октябре 1917 г. уже в ходе выпуска «Сен-Шамон» опять модифицировали с целью повысить защищенность: крыша получила наклон к бортам, чтобы с нее скатывались ручные гранаты, вместо цилиндрических башенок поставили прямоугольные, было также усилено бронирование — 17-мм бронелисты в отличие от 15-мм не пробивались бронебойными пулями «Sm.K». Однако изменения крыши и башенки ухудшили обзор, к тому же пришлось дорабатывать и верхние люки для экипажа.

Первый прототип танка (или его шасси) имел номер 414, а последний «Сен-Шамон» выпущен под номером 813. Серии 400, 500, 600 имели плоскую крышу и овальные башенки (колпаки), с 700-й серии крыша стала наклонной, а башенки - квадратными. В результате многочисленных ремонтов встречались, разумеется, и «смешанные» варианты - квадратные башенки на плоской крыше, машины 700-й серии со специальной артсистемой и т.п.

В апреле 1917г. началась поставка танков снабжения (Le Char Kesson) - варианта «Сен-Шамон» без вооружения, для подвоза грузов танковым подразделением и вытаскивания застрявших танков - машина подвоза и тягач в одном лице, французский прототип ремонтно-эвакуационных машин.

«Сен-Шамоны» впервые вышли в бой 5 мая близ мельницы Лаффо — 16 «Сен-Шамон» в этот день не смогли преодолеть окопы, остановились перед ними и были подбиты вражескими артиллеристами или вышли из строя из-за поломок. Столь же неудачными для «Сен-Шамонов» оказались и другие бои. И только 18 июля 1918 г. под Суассон, когда в бой двинулось 216 «Шнейдеров», 131 «Сен-Шамон» и 220 «Рено», танки «Сен-Шамоны» проявили хоть какое-то преимущество перед другими моделями: они оказались более устойчивыми к ружейно-пулеметному огню и повели за собой пехоту.

Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 г. Выбывающие из строя танки заменялись легкими «Рено», к перемирию в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортеры. Так закончилась история этих машин.

Французские средние танки оказались не слишком удачными, особенно это касалось «Сен-Шамон». Упругая подвеска, конечно, была их преимуществом, но свесы корпуса впереди и сзади гусениц сильно снижали их проходимость — они не преодолевали даже незначительные вертикальные преграды. И все же эти танки сыграли в 1917-1918 гг. немалую роль. «Шнейдеры» побывали в боях 473 раза, «Сен-Шамон» — 375.

Тактико-технические характеристики французских средних танков  

СА-1 «Шнейдер»  «Сен-Шамон»

Боевая масса, т

14,6

22

Экипаж, человек

6

8

Высота, м

2,3

2,36

Длина, м

6,32

7,91 (с пушкой - 8,83)

Ширина, м

2,05

2,67

Клиренс, м

0,4

0,41

Толщина брони, мм:

лоб

11,4

17

борт

11,4

8,5

корма

11,4

8

крыша и днище

5,4

5

орудие

75-мм пушка

75-мм пушка T.R. или модели 1897 г.

пулемет

2х8-мм «Гочкис модели 1914 г.

4х8-мм «Гочкис» модели 1914 г.

Боекомплект:

выстрелов

90

106

патронов

4000

7488

Двигатель:

марки

«Шнейдер»

«Панар»

тип

карбюраторный

карбюраторный

число цилиндров

4

4

охлаждение

жидкостное

жидкостное

мощность, л.с.

55

90

Запас топлива, л

160

250

Трансмиссия

механическая

электрическая

Коробе передач

трехскоростная с реверсом

Механизм поворота

дифференциал

изменением оборотов ходовых электромоторов

Ходовая часть (на один борт)

7 сдвоенных опорных катков, 5поддерж. роликов; ведущее колесо заднего расположения

8 сдвоенных опорных катков, 5поддерж. роликов; ведущее колесо заднего расположения

Подвеска

блокированная, с винтовыми пружинами

Тип гусеницы

металлическая крупнозвенчатая, с открытым шарниром

Количество траков в цепи

34

36

Тип зацепления

зубовое

зубовое

Ширина трака, мм

360

324, впоследствии 412 и 500 мм

Макс. скорость, км/ч

4

8

Средняя скорость, км/ч

2-4

2-3

Запас хода, км

48

60

Удельное давление, кг/см2

0,72

0,79 (при ширине трака 500 мм)

1реод подъем, град.

30-35

32

Ширина преодолеваемого рва, м

1,7-1,8

1,8-2,4

Высота стенки, м

0,3-0,4

0,3-0,4

Глубина брода, м

0,8

0,8

Толщина сваливаемого дерева, м

0,4

0,4

 

Tn1WW078.jpg

Средний танк «Сен-Шамон» движется в сторону передовой

Предыдущая Оглавление Следующая