Прототип танка «Сен-Шамон»
Ходовая часть включала на один борт три тележки - передняя несла два, остальные по три сдвоенных опорных катка. Тележки соединялись с корпусом и друг с другом посредством шарнирных рычагов, рама корпуса опиралась на тележки через вертикальные винтовые цилиндрические пружины. В вилке передней тележки крепилось направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения гусениц. Гусеница состояла из 36 крупных траков. Элементами трака были подушка (башмак) шириной 324 мм и два рельса. Зацепление гусеницы расположенным сзади ведущим колесом производилось за шарнир траков. Длина опорной поверхности — 2,65 м. Из-за нависания передней части над гусеницами машина часто останавливалась перед невысокими вертикальными препятствиями. Чтобы как-то компенсировать это, впереди и позади гусеничного обвода снизу корпуса установили специальные широкие ролики. Они несколько увеличили ширину перекрываемого рва, но никак не помогали в преодолении вертикальных препятствий. На сухом прочном грунте танк переходил рвы шириной до 2,5 м, но редко преодолевал рвы шире 1,8 м. Поворотливость на грунте у «Сен-Шамон» была заметно хуже, чем у «Шнейдер». Перетяжеление носовой части танка приводило к частой деформации передних тележек и спаданию гусениц. В целом можно сказать, что в производство пошел заведомо непригодный танк (это было очевидно даже для начального этапа танкостроения) — увы, в истории танкостроения это был не последний случай.
Упомянутые испытания середины 1916 г. выявили многочисленные изъяны в конструкции «Сен-Шамон». Эта модель сильно уступала тому же «Шнейдер», также не блиставшему надежностью и проходимостью. Прежде всего, танкисты потребовали уширить гусеницы «Сен-Шамон» с 324 сначала до 412, а потом и до 500 мм. Масляный радиатор двигателя оказался слишком хрупким, а ненадежная система смазки приводила к частым поломкам в двигателе или выбросам дыма. Требовалось улучшить изоляцию электрических трансформаторов. Выхлопную трубу провели вдоль крыши в сторону кормы (как на британских тяжелых танках). В октябре 1917 г. уже в ходе выпуска «Сен-Шамон» опять модифицировали с целью повысить защищенность: крыша получила наклон к бортам, чтобы с нее скатывались ручные гранаты, вместо цилиндрических башенок поставили прямоугольные, было также усилено бронирование — 17-мм бронелисты в отличие от 15-мм не пробивались бронебойными пулями «Sm.K». Однако изменения крыши и башенки ухудшили обзор, к тому же пришлось дорабатывать и верхние люки для экипажа.
Первый прототип танка (или его шасси) имел номер 414, а последний «Сен-Шамон» выпущен под номером 813. Серии 400, 500, 600 имели плоскую крышу и овальные башенки (колпаки), с 700-й серии крыша стала наклонной, а башенки - квадратными. В результате многочисленных ремонтов встречались, разумеется, и «смешанные» варианты - квадратные башенки на плоской крыше, машины 700-й серии со специальной артсистемой и т.п.
В апреле 1917г. началась поставка танков снабжения (Le Char Kesson) - варианта «Сен-Шамон» без вооружения, для подвоза грузов танковым подразделением и вытаскивания застрявших танков - машина подвоза и тягач в одном лице, французский прототип ремонтно-эвакуационных машин.
«Сен-Шамоны» впервые вышли в бой 5 мая близ мельницы Лаффо — 16 «Сен-Шамон» в этот день не смогли преодолеть окопы, остановились перед ними и были подбиты вражескими артиллеристами или вышли из строя из-за поломок. Столь же неудачными для «Сен-Шамонов» оказались и другие бои. И только 18 июля 1918 г. под Суассон, когда в бой двинулось 216 «Шнейдеров», 131 «Сен-Шамон» и 220 «Рено», танки «Сен-Шамоны» проявили хоть какое-то преимущество перед другими моделями: они оказались более устойчивыми к ружейно-пулеметному огню и повели за собой пехоту.
Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 г. Выбывающие из строя танки заменялись легкими «Рено», к перемирию в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортеры. Так закончилась история этих машин.
Французские средние танки оказались не слишком удачными, особенно это касалось «Сен-Шамон». Упругая подвеска, конечно, была их преимуществом, но свесы корпуса впереди и сзади гусениц сильно снижали их проходимость — они не преодолевали даже незначительные вертикальные преграды. И все же эти танки сыграли в 1917-1918 гг. немалую роль. «Шнейдеры» побывали в боях 473 раза, «Сен-Шамон» — 375.
Тактико-технические характеристики французских средних танков |
СА-1 «Шнейдер» | «Сен-Шамон» |
Боевая масса, т |
14,6 |
22 |
Экипаж, человек |
6 |
8 |
Высота, м |
2,3 |
2,36 |
Длина, м |
6,32 |
7,91 (с пушкой - 8,83) |
Ширина, м |
2,05 |
2,67 |
Клиренс, м |
0,4 |
0,41 |
Толщина брони, мм: |
||
лоб |
11,4 |
17 |
борт |
11,4 |
8,5 |
корма |
11,4 |
8 |
крыша и днище |
5,4 |
5 |
орудие |
75-мм пушка |
75-мм пушка T.R. или модели 1897 г. |
пулемет |
2х8-мм «Гочкис модели 1914 г. |
4х8-мм «Гочкис» модели 1914 г. |
Боекомплект: |
||
выстрелов |
90 |
106 |
патронов |
4000 |
7488 |
Двигатель: |
||
марки |
«Шнейдер» |
«Панар» |
тип |
карбюраторный |
карбюраторный |
число цилиндров |
4 |
4 |
охлаждение |
жидкостное |
жидкостное |
мощность, л.с. |
55 |
90 |
Запас топлива, л |
160 |
250 |
Трансмиссия |
механическая |
электрическая |
Коробе передач |
трехскоростная с реверсом |
|
Механизм поворота |
дифференциал |
изменением оборотов ходовых электромоторов |
Ходовая часть (на один борт) |
7 сдвоенных опорных катков, 5поддерж. роликов; ведущее колесо заднего расположения |
8 сдвоенных опорных катков, 5поддерж. роликов; ведущее колесо заднего расположения |
Подвеска |
блокированная, с винтовыми пружинами |
|
Тип гусеницы |
металлическая крупнозвенчатая, с открытым шарниром |
|
Количество траков в цепи |
34 |
36 |
Тип зацепления |
зубовое |
зубовое |
Ширина трака, мм |
360 |
324, впоследствии 412 и 500 мм |
Макс. скорость, км/ч |
4 |
8 |
Средняя скорость, км/ч |
2-4 |
2-3 |
Запас хода, км |
48 |
60 |
Удельное давление, кг/см2 |
0,72 |
0,79 (при ширине трака 500 мм) |
1реод подъем, град. |
30-35 |
32 |
Ширина преодолеваемого рва, м |
1,7-1,8 |
1,8-2,4 |
Высота стенки, м |
0,3-0,4 |
0,3-0,4 |
Глубина брода, м |
0,8 |
0,8 |
Толщина сваливаемого дерева, м |
0,4 |
0,4 |
Средний танк «Сен-Шамон» движется в сторону передовой