Предыдущая Оглавление Следующая

Tn1WW150.jpg

Пушечный транспортер в роли танка снабжения

23 сентября 1917 года американцы приняли решение о формировании собственного Танкового корпуса. Но в США матчасти для него не было, и набранных добровольцев отправили в Европу, а 5 июля 1918 г. союзный комитет постановил оснастить американские подразделения английскими и французскими танками. В английском лагере в Бовингтоне подготовили 301-й американский тяжелый батальон. Его укомплектовали танками Мк V* и придали 1-й британской танковой бригаде. Утром 29 сентября 301-й батальон под командованием майора Харрисона принял участие в атаке 27 и 30-й американских дивизий к востоку от Беликурского тоннеля. Но только одному танку удалось перейти тоннель, остальные попали на старое английское минное поле. В итоге у 10 танков были разворочены днища и большая часть экипажей погибла. Из 34 машин на сборный пункт пришли только 10. Но уже 8 октября американские танкисты с успехом поддержали атаку ll-го американского корпуса к северо-западу от Бранкура, хотя из 23 танков в бой вышли 20, из них только 11 дошли до назначенного рубежа. 17-го батальон вновь поддерживал ll-й корпус к западу от Бюзиньи, при этом 20 танкам пришлось в вброд преодолевать р.Селль, и 19 переправились успешно. Короткая боевая служба 301-го батальона завершилась 23 октября, когда 9 танков поддержали ночную атаку 1 и 6-й британских дивизий в окрестностях Базюэля. Атака началась в 1:20 ночи, и танки практически без потерь подавили опорные пункты противника. Германская артиллерия обстреляла их газовыми снарядами. Действия танков замедлились, среди танкистов было несколько легко отравленных.

В основном танкам в 1916-1918 гг. довелось действовать в условиях позиционных фронтов на территории Франции, но тяжелые английские танки повоевали и в пустыне. Еще в декабре 1916 года отряд из 8 тяжелых танков Мк I и II роты Е под командой майора Нэта отправили морем в Египет. К первому сражению при Газе они опоздали. Готовясь ко второму сражению, танки по 2-4 распределили между 52, 53 и 54-й пехотными дивизиями, атакующими гребни Шейх-Аббас и Мансара к югу от Газы, прикрывавшей путь из Египта в Палестину. 17 апреля танки вышли в бой, причем один был поврежден прямым попаданием снаряда. 19 апреля танки атаковали на Али-Эль-Мунтер при артиллерийской поддержке с кораблей. Один танк повредил гусеницу, один провалился в рытвину и был засыпан песком, один попал в руки турок. Успеха не было. Командованию здесь совершенно не были известны особенности танков, машины ввели в бой на фронте 8 км без разведки, поставили им столько задач, сколько во Франции дали бы двум танковым батальонам. Местность представляла собой почти сплошные дюны. Позже в Египет направили еще три Мк IV, и в конце октября 1917 года танки перебросили к взморью. Их ввели в бой на фронте XXI-го корпуса во время «третьего сражения при Газе». 6 танков по 1-2 распределили по пехотным бригадам, назначив им 29 целей, 2 оставили в резерве. Танки везли еще и инженерное имущество. Атаку провели ночью с 1 на 2 ноября под прикрытием огневого вала, дым и пыль не позволили воспользоваться лунным светом и направление экипажи выдерживали по компасу. Тем не менее, часть задач танки выполнили. Один танк заблудился и вернулся обратно, 4 вышли из строя, увязнув, повредив гусеницы или из-за пожара, но потери экипажей были невелики — 1 убитый и 2 раненых. Весной 1918 года танки передали артиллерийскому управлению в Александрии, а экипажи вернули в Англию для переподготовки — во Франции разворачивалось германское наступление. Тогда танки не показали в пустыне своих возможностей, гораздо эффективнее здесь действовали бронеавтомобили.

Немалую работу проделали т.н. «спасательные отряды» или «полевые танковые роты», состоявшие из бригад мастеровых и разномарочных тягачей. Отсутствие опыта компенсировалось изобретательностью и инициативой, тем более достойными уважения, что работа часто проходила на поле боя под огнем противника или ночью. Так, после неудачи под Ипром спасательные роты эвакуировали в тыл около 190 танков. С танков, не подлежащих эвакуации, снимали целые спонсоны, двигатели, агрегаты трансмиссии, гусеницы. Только с 8 августа до 11 ноября 1918 года полевые танковые отряды смогли эвакуировать с поля боя 887 танков. Из них 15 отнесли к безвозвратным потерям, 559 отремонтировали в походных мастерских, 313 отправили в Центральные мастерские (204 вернулись на фронт). Таким образом, была заложена основа танкоремонтной службы.

Боевое применение французских танков

Первые бои

Первое применение французских танков 16 апреля 1917 г. на р.Эн оказалось неудачным. Это было в ходе апрельского наступления англо-французских армий 1917 года — операции Нивеля, проводившейся с целью решительного разгрома германских армий, но закончившейся провалом. 5-я и 6-я французские армии прорывали германский фронт в районе Краон, и им были приданы танки. Местность была в целом танкодоступной, но с учетом длившейся 15 суток артобработки и расширения германцами траншей танки решили использовать позади атакующей пехоты — они должны были заменить подтягивание артиллерии при атаке третьей позиции на фронте Амифонтен — Прувэ. Вместо запланированных 400 у местечка Берри-о-Бак удалось сосредоточить 208 «Шнейдеров» и 48 «Сен-Шамонов», из которых в атаке приняли участие только 132 «Шнейдер». «Сен-Шамон» из-за неполадок ходовой части в бою не участвовали. «Шнейдер» разделили на две группы, каждая из которых получила название по имени командира — группа майора Боссю в составе 2,4, 5, 6-го и 9-го дивизионов и группа майора Шобэ в составе 3, 7-го и 8-го дивизионов. Каждый дивизион состоял из 12 машин, подразделений обеспечения, ремонта и нескольких резервных танков. Для помощи в преодолении препятствий им придали группы пехоты.

16 апреля группа Боссю должна была атаковать противника в направлении междуречья Ла Мьет и Лэн, с целью прорвать вторую линию немецкой обороны со стороны Жювенкур. Группа Шобэ, с запада от Ла Мьет, должна была двигаться в направлении Жювенкур. Группа Боссю четырьмя дивизионами поддерживала 69-ю пехотную дивизию и одним 42-й дивизию. Темп продвижения боевых машин был невелик даже до достижения первой линии обороны, поскольку на пути продвижения танков помехой стали свои обозы и пехотинцы. Продвигавшаяся на левом фланге группа Шобе задержалась перед рвом шириной 4-5 м, а группа Боссю на правом фланге начала одной колонной переправляться по мосту через реку Ла Мьет шириной 3 м. Для обеспечения прохода танков через широкие траншеи 154-й пехотный полк потратил 45 мин, в течение которых танки были вынуждены рассредоточиться. Во время боя майор Боссю погиб в горящем танке. После того, как огонь противника рассеял пехоту, танки продолжили свое продвижение к третьему рубежу немецкой обороны. Из 82 танков «Шнейдер» группы Боссю 32 были уничтожены в районе обороны противника и 12 — на рубежах обороны французов. Результат атаки 50 танков группы Шобэ в полосе 10-й пехотной дивизии оказался еще более печален, поскольку ни один «Шнейдер» не смог преодолеть первую линию немецкой обороны, главным образом из-за характера местности. 32 танка были подбиты, из них 26 поражены огнем артиллерии и сгорели. В результате танки понесли большие потери от артиллерии, и хотя оставшиеся машины продвинулись на 2-3 км, пехота не последовала за ними, и танкам пришлось отойти, потеряв 76 машин (57%). Казалось бы, подтверждалось мнение германского командования, что при хорошо организованной обороне танки не представляют опасности. Но, несмотря на это двойное поражение, французский Генеральный штаб не отказался от применения танков.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz