Оглавление Следующая

ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ БОЕВЫХ КАЧЕСТВ ТАНКА

Р.Н. УЛАНОВ

Кандидат технических наук /Военно-научное общество/

Классическая компоновка однобашенного танка, сложившаяся более 60 лет назад, проверенная 6-летней Второй мировой и последующими войнами, привела к созданию современной боевой машины, представленной отечественными и зарубежными образцами.

Сохранив габариты и весовые характеристики предшественников, они резко повысили огневую мощь, бронезащиту и скорость. Изучение развития конструкции танков по основным качествам показывает его замедление и полную остановку. Одной из существенных причин является все увеличивающаяся недостаточность объема корпуса и башни под броней. Известно, что габариты танка, особенно его ширина, жестко ограничены условиями железнодорожных перевозок.

Забронированный объем до предела заполнен механизмами, агрегатами, боеприпасами и топливом. Борьба идет за каждый лишний боеприпас, за каждый лишний литр топлива. Танк оброс различными системами пожаротушения, радиационной и других видов защиты, устройствами для преодоления водных преград и самоокапывания. Многие элементы наблюдения, оповещения, защиты вынесены наружу и не защищены. Отработанная конструкция ходовой части не допускает существенного повышения рельефной и грунтосцепной проходимости. Система управления поворотами машины не допускает дальнейшего повышения скорости движения по дорогам.

Tsupr001.jpg

UDEX XX20, Швеция

Tsupr002.jpg

Панар М8, Франция

Повышение убойной силы боеприпасов, начальных скоростей их полета, повышение стойкости брони без увеличения ее толщины и массы, повышение мощности силовой установки без увеличения ее габаритов и расхода топлива - все это надежный, но длительный путь с привлечением фундаментальной науки, выполнением больших и дорогостоящих исследований. Они, естественно, должны быть связаны с военной доктриной и концепцией танка как боевой машины. Но можно избрать и более простой и в настоящее время достаточно эффективный путь повышения боевых качеств танка. Необходимо выйти из тупика, который создан приверженностью к привычной компоновке, когда у танка один моноблочный корпус с двумя гусеницами и ограниченная длина опорной части движителя, выдерживающая благоприятное соотношение между шириной колеи.

Прорыв из тупика может быть найден, если поступиться одним из геометрических параметров танка - его длины. Увеличение длины корпуса позволит резко увеличить полезный забронированный объем для размещения дополнительного комплекта боеприпасов, топлива, увеличить число членов экипажа.

При оценке длины танка рассматривается его длина с пушкой и длина корпуса. Если оценивать площадь поверхности бокового силуэта танка, исключив из нее площадь ствола, то такой подход будет неверным. Современная 6-ти-метровая танковая пушка калибром более 120 мм - не иголка. Вероятность ее повреждения достаточно велика. При поворотах машины, особенно крутых, радиус ометания выступающих частей будет определяться дульным срезом. Определять длину танка только по корпусу - все равно, что определять длину крокодила по туловищу, исключая его хвост.

В таблице приведены для сравнения параметры длины некоторых тяжелых танков.

Обозначение танка, страна, год выпуска

Длина танка, м

С пушкой

По корпусу

МК-VIII, США 1918

10,6

10,6

Т-35, СССР 1939

9,615

9,615

Т-100, СССР 1940

8,75

8,75

Т-10, СССР 50-е гг.

10,56

7,25

Т-72, СССР 1973

10,263

7.56

Следует заметить, что общая длина танка Т-72 при положении пушки вперед или назад мало изменяется. Стандартная железнодорожная четырехосная платформа имеет длину площадки 13,8 м, которая обеспечивает как боковую, так и торцевую погрузку и перевозку танка с корпусом длиной до 11,0 метра. При такой длине корпуса длина опорной части гусеницы может составлять более 8,0 м. У Т-72 она составляет 4,28 м. Чем больше длина опорной поверхности движителя, тем большую ширину рва преодолевает машина, но ухудшает поворачиваемость и поворотливость гусеничной машины, имеющей моноблочный корпус, опирающийся на две гусеницы.

Устранение этого недостатка возможно в случае применения сочлененного корпуса, каждая часть которого имеет свои гусеницы. Такая схема была разработана фирмой Нодвелл в начале 50-х годов. Особенно положительно она проявила себя в амфибийных машинах, резко улучшив их способность выбираться из воды на сушу.

Сочлененная система (ее еще называют двухзвенной или спаркой) успешно внедрилась как вездеходная транспортная с гусеничным движителем. Известны шведские машины BV206 и отечественная ДТ-10п Ишимбаевского завода. Имели место попытки создать и боевую машину. К ним относится легкий шведский танк UDEX XX 20, не развившийся далее опытных образцов.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz