Предыдущая Оглавление Следующая

Для оценки массо-габаритных параметров в качестве расчетного случая принимался пуск на дальность 50 км с высоты 100 м.

На основании рассмотрения большого числа компоновок (рис. 1, 2 и 3), отличавшихся типом и числом двигателей, были получены минимальные веса самолета-снаряда от 1,6 т при использовании ТРД до 2,4 т при оснащении ЖРД. Применение прямоточного воздушно-реактивного двигателя (рис.4) обеспечивало вес 1,93 т, но ограничивало условия пуска только сверхзвуковыми скоростями (точнее — числом М>1,3). Рассматривалось также применение твердотопливного или, по терминологии того времени, порохового двигателя, который обеспечивал заданную дальность 100 км только при пусках с высот более 10000 м на скорости около 2000 км/час.

В результате проработок определился технический облик ракеты и ее основные характеристики, предложенные ГСНИИ-642 для формирования задания на эскизный проект. Диапазон дальностей определялся в 40... 150 км при пуске с высот 5000...20000 м на скорости 800...2000 км/час. На маршевом участке траектории скорость ракеты оценивалась в 2000...2500 км/час при высоте полета более 10000 м и 1500...2000 км/час на малых высотах. При весе боевой части 350...400 кг (включая 250 кг взрывчатки) ракета могла весить 1500 кг и размещаться в отсеке с габаритами 4,5х0,9х0,9 м.

В случае применения ЖРД диапазон дальностей сужался бы до 55...100 км при пуске с высоты 10000 м на большой сверхзвуковой скорости.

Так или иначе, коллектив ГСНИИ-648 во главе с бывшим главным конструктором «Щуки» Михаилом Васильевичем Орловым получил возможность начать разработку практически «с чистого листа», а не следовать техническим решениям в лучшем случае конца сороковых годов, а то и ведущих свою родословную от еще довоенного замысла немецкого «Хеншеля-293».

Проектом Постановления о совершенствовании вооружения авиации ВМФ предусматривалась разработка системы реактивного вооружения К-12 с дальностью пуска 60...80 км и скоростью 2500 км/час. Заданная величина сближения с целью — 40...50 км — соответствовала возможности отворота носителя на обратный курс до входа в зону поражения массовых американских корабельных ЗРК «Терьер» и «Тартар». Вес ракеты не должен был превышать 1800—1500 кг. Разработку поручили НИИ-642, системы управления — ленинградскому ОКБ-283.

Постановлением Правительства от 11 июля 1957 г. №838-389 создание ракеты было переведено в стадию опытно-конструкторских работ.

Однако работы по К-12 в ГСНИИ-642 продолжались недолго. Все начало рушиться с объединения этой организации с ОКБ-52 главного конструктора В.Н. Челомея по приказу Министра авиационной промышленности от 6 ноября 1957 г.

X2858003.jpg

Рис. 1.

X2858005.jpg

Рис. 2.

X2858004.jpg

Рис. 3.

Постановлением от 8 марта 1958 г. №293-140 ГСНИИ-642 преобразован в филиал ОКБ-52 со специализацией по разработке систем управления для крылатых ракет Челомея.

Владимир Николаевич не поощрял попытки руководителей постепенно множившихся филиалов своего ОКБ-52 выйти из его подчинения. В принципе, к этому их могла подтолкнуть самостоятельная работа над конкретными изделиями. Поэтому Челомей предпочитал поагрегатную специализацию, сосредоточивая усилия своих подчиненных на отдельных системах ракет и комплексов.

Видимо, для окончательного пресечения сепаратизма и искоренения гнилого духа бывшего ГСНИИ-642 в филиале ОКБ-52 при В.Н. Челомее были быстро прекращены или переданы другим главным конструкторам практически все ранее проводившиеся этой организацией разработки. Исключение составила только противокорабельная крылатая ракета КСЩ, к началу 1958 г. прошедшая испытания и подготовленная к сдаче на вооружение первых кораблей-ракетоносцев нашего флота проектов 56Э и 56М.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz