Предыдущая Оглавление Следующая

Новый автопилот обеспечивал более устойчивую работу ГСН и контура управления ЗУР в целом в различных режимах запуска ракеты и ее полета в зависимости от помеховой (фоновой) обстановки.

Новое неконтактное взрывательное устройство ЗУР было выполнено на основе четырех импульсных лазерных излучателей, оптической схемы, формирующей восьмилучевую диаграмму направленности, и приемника отраженных от цели сигналов. Удвоенное по сравнению с ЗУР 9М37 количество лучей повысило эффективность поражения малоразмерных целей.

БЧ ЗУР 9М333 обладала увеличенной массой (5 кг вместо 3 кг в ЗУР 9М37) и оснащалась стержневыми поражающими элементами большего сечения и большей длины. За счет увеличения разрывного заряда была повышена скорость разлета осколков.

Контактный взрыватель состоял из предохранительно-детонирующего устройства, пускового устройства механизма самоликвидации, контактного датчика цели и передаточного заряда.

В целом ЗУР 9М333 была значительно совершеннее ракеты 9М37, однако не удовлетворяла требованиям по работоспособности при высоких температурах (до 50°С) и по поражению малоразмерных целей на пересекающихся курсах, что потребовало ее доработки по завершении совместных испытаний. Длина ракеты увеличена до 2,23 м.

Ракеты 9М333 и 9М37М могли быть использованы во всех модификациях комплекса "Стрела-10".

Комплекс 9К35М3 обеспечивал при оптической видимости поражение самолетов тактической авиации, вертолетов, а также дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) и крылатых ракет в условиях естественных помех, а самолетов и вертолетов - также и в условиях применения ими организованных оптических помех.

Комплекс обеспечивал не меньшие, чем у ЗРК 9К35М2, зону и вероятности поражения на высотах от 25 до 3500 м самолетов, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с (до 310 м/с - вдогон) и вертолетов со скоростями полета до 100 м/с. Крылатые ракеты со скоростями до 200-250 м/с и ДПЛА со скоростями от 20 до 300 м/с поражались на высотах от 10 до 2500 м (в фотоконтрастном канале - только выше 25 м ).

Дальности и вероятности поражения целей типа истребителя F-15, летящих со скоростью 300 м/с, при стрельбе навстречу на высотах и с курсовыми параметрами до 1000 м при отстреле самолетом оптических помех вверх с темпом 2,5 с снижались до 65% в фотоконтрастном канале и, соответственно, до 30% и 50% в тепловом канале (вместо допустимого по ТТЗ снижения на 25%). В остальной части зоны поражения, а также при отстреле помех вниз во всей зоне снижение дальностей и вероятностей поражения не превышало 25%.

В комплексе 9К35МЗ стало возможно до пуска обеспечивать надежный захват цели головкой самонаведения ракеты 9М333 при наличии оптических помех.

Функционирование комплекса обеспечивалось с использованием контрольно-проверочной машины 9В839М, машины техобслуживания 9В915 и системы внешнего электропитания 9И111.

Наиболее отличившиеся создатели комплекса "Стрела-10СВ" (А.Э. Нудельман, М.А. Морейно, Е.Д. Конюхов, Г.С. Терентьев и другие) были удостоены Государственной премии СССР.

Серийное производство боевых машин всех модификаций комплекса "Стрела-10СВ" было организовано на Саратовском агрегатном заводе МОП, а ракет - на Ковровском механическом заводе МОП.

Основные характеристики ЗРК типа "Стрела-10"

Наименование

"Стрела-10СВ"

"Стрела-10М"

"Стрела-10М2"

"Стрела-10М3"

1. Зона поражения, км

- по дальности

0,8..5

0,8..5

0,8.-5

0,8..5

- по высоте

0,025..3,5

0,025..3,5

0,025..3,5

0,01..3,5

- по параметру

до 3

до 3

до 3

до 3

2. Вероятность поражения истребителя одной ЗУР

0,1..0,5

0,1..0,5

0,3..0,6

0,3..0,6

3. Максимальная скорость поражаемых целей (навстречу /вдогон), м/с

415/310

415/310

415/310

415/310

4. Время реакции, с

6,5

8,5

6,5

7

5. Скорость полета ЗУР, м/с

517

517

517

517

6. Масса ракеты, кг

40

40

40

42

7. Масса боевой части, кг

3

3

3

5

8. Число ЗУР на боевой машин

8

8

8

8

ЗРК "Стрела-10СВ" поставлялись в ряд зарубежных стран и использовались в военных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. Они вполне оправдали свое предназначение и в боевых действиях, и на учениях.

ZRKSV158.jpg ZRKSV159.jpg
Хорватский вариант ЗРК "Стрела-10"

Югославский вариант ЗРК "Стрела-10" на шасси бронетранспортера М80А

Предыдущая Оглавление Следующая