Оглавление

DD_USA42025.jpg

Эсминец DD-710 "Гиринг"

Помимо непрекращавшихся мелких стычек в водах Соломоновых островов, на долю "Флетчеров" выпадали и более экстравагантные задачи. В середине февраля 1944 года группа эсминцев под командованием капитана 1-го ранга Симпсона и при участии все того же неутомимого Бэрка выпустили по "японскому Сингапуру", как часто называли базу в Рабауле участники Тихоокеанской кампании, почти 4000 пятидюймовых снарядов и полтора десятка торпед. Впоследствии американский командир жалел, что не знал, что именно в это время базу инспектировал премьер Японии генерал Тодзио — он был бы не против "угостить" снарядом и столь высокую персону.

Одновременно славным и очень тяжелым для "Флетчеров" сражением стал самый большой в военно-морской истории бой в заливе Лейте. В нем им пришлось играть две противоположные роли: и лихо атакующих находящегося в неудачном тактическом положении противника, и яростно обороняющихся в почти безнадежной ситуации. Первая роль выпала им в проливе Суригао в сражении между кораблями американского адмирала Олдендорфа и эскадрами Нисимуры и Симы ночью 24—25 октября 1944 года. Японские корабли медленно втягивались в длинный и относительно узкий пролив — прямо под торпеды 54-го дивизиона из пяти "Флетчеров". Ни командир дивизиона Д. Коуэрд, ни экипажи эсминцев даже не знали, какие именно корабли стали их целями. Радар — может быть, самое важное оружие американцев в этой фазе войны, позволил произвести торпедные залпы "вслепую" с дистанции 45-57 кабельтовых. Итог этой атаки, которую известный историк С.Э. Морисон называет "самый удачной на Тихом океане", — потопление флагманского японского линкора "Фусо" и 2 эсминцев.

Почти в то же самое время, когда одни эсминцы США довершали разгром южной группировки японцев, в северной части залива Лейте, у о. Самар. небольшая горстка их собратьев оказалась единственной защитой группы американских конвойных авианосцев, попавших под огонь линейных кораблей и крейсеров неприятеля. Силы были совершенно неравны, но 3 "Флетчера" исполнили свой "долг эсминцев". "Джонстон", сблизившись на 5 миль с тяжелым крейсером "Кумано", добился торпедного попадания в него, но сам получил три 14-дюймовых и несколько 6-дюймовых снарядов. Еще больше пришлось на долю "Хоула". который имел не менее 40 попаданий снарядов калибра от 5 до 16 дюймов — "доза", вполне достаточная для крейсера, а то и линкора! Но живучий "Флетчер" держался на воде еще 1,5 часа после первого попадания. "Джонстон" также сражался до последнего, заставив 4 японских эсминца выпустить торпеды раньше времени, спасая тем самым свои авианосцы. Счастливым кораблем оказался "Хеерманн", который, удачно маневрируя, был поражен лишь парой снарядов среднего калибра, к тому же не разорвавшихся. Японцы спасовали перед столь самоубийственной атакой, подкрепленной действиями самолетов с конвойных авианосцев, и отвернули, проиграв еще одну битву...

"Звездным часом", но и самым большим испытанием американских эсминцев стал десант на Окинаву. Противодействие японской авиации в этой операции достигло максимума, причем значительную часть атаковавших самолетов составляли "камикадзе". Поэтому американцы выставили в охранение десантных сил исключительно новые корабли с мощным зенитным вооружением — типов "Флетчер" и "Самнер".

DD_USA42026.jpg

Эсминец тип» "Флетчер" в бою. На заднем плане поврежденный японской авиацией авианосец "Интрепид"

Оглавление

Hosted by uCoz