Оглавление

БЫВШИЕ РУССКИЕ КОРАБЛИ В ЯПОНСКОМ ФЛОТЕ  (Трофеи войны 1904-1905 гг.)

СЕРГЕЙ БАЛАКИН

Один из парадоксов японской морской политики конца XIX - начала XX века - ориентация собственных верфей не на кораблестроение, а на судоремонт. В принципе, оправдавшая себя в годы русско-японской войны концепция вместе с тем лишала страну резервов пополнения флота, делая потерю каждой боевой единицы безвозвратной. В итоге японский флот, выйдя после войны 1904-1905 гг. на 5-6 место в мире, практически не имел в своем составе крупных боевых кораблей собственной постройки - беспрецедентный случай в истории мирового кораблестроения.

На этом фоне важным источником пополнения флота микадо стали трофеи. Еще война с Китаем 1894-1895 гг. "подарила" Стране восходящего солнца 1 броненосец, 2 крейсера и 8 канонерских лодок. Примечательно, что все они были модернизированы и применялись в 1904-1905 гг. против России. Но поистине уникальным явлением стала "инвентаризация" останков русских 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр. Все разбитые, затопленные и полностью небоеспособные корабли японцы, не считаясь с затратами, с поразительным упорством поднимали, восстанавливали и вводили в строй. В результате бывшие русские корабли составили значительную часть японского флота. Достаточно сказать, что из 12 броненосцев, числившихся в строю к концу 1908 года, ровно половину являли собой трофеи войны 1904-1905 гг.

Состояние, в котором бывшие русские корабли попали в руки японцев, можно назвать более чем плачевным. Все захваченные в Порт-Артуре броненосцы и крейсера, разбитые 11-дюймовыми снарядами осадных гаубиц, выгоревшие и затопленные на мелководье, представляли собой совершенно небоеспособные груды железа. Не большей ценностью были и затопленные после расстрела в Чемульпо и у берегов Сахалина крейсера "Варяг" и "Новик". Несколько лучше выглядели корабли, захваченные после Цусимского боя. Однако и их боевая ценность была невелика: единственный современный броненосец "Орел" получил десятки попаданий снарядов, нанесших ему огромные повреждения, а относительно легко отделавшиеся "Император Николай I" и два броненосца береговой обороны уже настолько устарели, что вряд ли могли усилить собой флот микадо.

Только один корабль достался японцам в идеальном состоянии - миноносец "Решительный", прибывший в порт Чифу со специальным заданием и захваченный в нейтральном порту в нарушение всех действующих норм. Правда, к моменту начала боевых действий были арестованы несколько торговых судов (находившийся в Нагасаки пароход компании КВЖД "Маньчжурия", остановленный крейсером "Такасаго" одноименный лайнер Русской Восточно-Азиатской компании и стоявший в Пусане пароход "Екатеринослав"), но все они представляли собой лишь второстепенные единицы японского ВМФ.

Всего из 25 чисто боевых кораблей, попавших в руки японцев, только 6 были на плаву, а остальные достались затопленными, причем в тяжело поврежденном состоянии. Тем не менее 17 из них были восстановлены! Единственными не введенными в состав японского флота современными кораблями оказались 4 взорванных миноносца да минный заградитель "Амур", затопленный в сухом доке порт-артурского Морского завода. По-видимому, это связано с трудностями переделки минзага под японские (английские) мины, а также из-за отсутствия опыта по использованию специальных кораблей минной войны. Кроме того, на дне Западного бассейна Порт-Артура было обнаружено несколько сверхмалых подводных лодок, однако из-за низких боевых качеств вопрос об их включении в состав японского флота не рассматривался.

БРОНЕНОСЦЫ

Сразу же после захвата Порт-Артура японцы взялись за работы по подъему четырех затопленных в гавани броненосцев. 29 июня 1905 года был поднят "Пересвет", 22 сентября "Ретвизан" и 17 октября - "Победа". Дата подъема "Полтавы" в литературе не приводится, однако можно предположить, что она примерно совпадает с моментом переименования корабля в "Танго" (21.07.05). Первоначальный ремонт осуществлялся в Порт-Артуре (или Рёдзюне, как стали именовать этот город японцы), а затем броненосцы своим ходом отправились в Японию для последующей модернизации. Первая стадия занимала много времени - достаточно сказать, что "Танго" прибыл в Майдзуру с демонтированными орудиями только в 1907 году. "Сагами" ("Пересвет") и "Суво" ("Победа") переоборудовались в Йокосуке в 1905-1908 гг., а "Хидзен" ("Ретвизан") - в Сасебо с января 1906 года по ноябрь 1908 года.

Модернизация порт-артурских трофеев шла по двум основным направлениям - совершенствованию корабельной энергетики и замене вооружения. В принципе, и то, и другое Япония уже могла выполнить своими силами. В 1903 году в Стране восходящего солнца началось производство паровых котлов собственной конструкции - типа Миябара и типа Канпон. Первые представляли собой довольно простые котлы с трубками большого диаметра. Вторые - трехбарабанные котлы с тонкими трубками, впервые опробованные на крейсере "Отова", - оказались более совершенными и в будущем стали основными в японском флоте. Однако в период, предшествующий первой мировой войне, для серийного производства более подходили простые и дешевые котлы Миябара.

По некоторым данным (2), все 4 бывших порт-артурских броненосца японцы переоснастили котлами Миябара, причем даже уточняется, будто "Танго" получил 16 новых котлов вместо 14 цилиндрических. Однако отечественные описания купленных Россией в 1916 году "Танго" и "Сагами" не подтверждает наличия на них котлов японской конструкции, и, наоборот, свидетельствуют, что вновь ставший "Пересветом" "Сагами" был оснащен котлами Бельвиля, т.е. теми же, что имелись на нем в бытность его в составе 1-й Тихоокеанской эскадры.

Оглавление

Hosted by uCoz