Оглавление

МИНОНОСЦЫ

Самыми крупными из торпедных кораблей русских Тихоокеанских эскадр являлись минные крейсера "Гайдамак" и "Всадник". Оба они к моменту падения Порт-Артура оказались на дне внутренней гавани: первый был затоплен экипажем 1.1.05, а второй погиб двумя неделями раньше от снарядов японской осадной артиллерии. Несмотря на то, что корабли были уже весьма устаревшими, японцы подняли их и в течение 1906 года провели основательную модернизацию. По данным справочника (2), паровые котлы обоих минных крейсеров заменили на новые системы Миябара, что позволило кораблям развить на испытаниях скорость в 22 узла при мощности 3600 и.л.с. (лучший результат в русском флоте - 21 узел при 3350 и.л.с). Тот же источник сообщает о перевооружении судов японскими 47-мм и 37-мм пушками, что представляется сомнительным.

Миноносец "Сильный", получивший тяжелые повреждения от подрыва на мине 11.11.04, не смог вместе со своими собратьями прорваться из осажденного Порт-Артура в Чифу и поэтому накануне сдачи был затоплен экипажем. 22.8.05 его подняли и отвели на ремонт в Такешики. В состав ВМС его включили , очевидно, в 1906 году.

"Систершип" "Сильного" - "Решительный" - под командованием лейтенанта Рощаковского 11.8.04 прибыл в Чифу со специальным заданием и был интернирован китайскими властями. Однако на следующий день корабль был захвачен японцами и незаконно выведен в море.

Миноносец "Бедовый", на котором находился раненый вице-адмирал З.П. Рожественский, после Цусимского боя был остановлен японскими миноносцами "Сазанами" и "Кагеро" и ввиду безвыходного положения спустил флаг.

По некоторым данным, японцы сняли с бывших русских миноносцев 75-мм пушки, оставив только 47-мм, а также заменили котлы . Однако последнее малоправдоподобно.

Единственным из всех трофейных кораблей, успевшим принять активное участие в боевых действиях против России, стал бывший "Решительный". Переименованный в "Акацуки" ( в честь отличившегося в начале войны миноносца, погибшего на мине под Порт-Артуром 17.5.04) он незамедлительно вошел в состав флота микадо - благо миноносец был почти однотипным с японскими собратьями, построенными фирмой "Ярроу". "Акацуки" атаковал 2-ю Тихоокеанскую эскадру в Цусимском бою и получил серьезные повреждения от русской артиллерии. После капитального ремонта корабль переименовали в "Ямабико". Он находился в строю до 1917 года.

Остальные трофейные минные корабли прослужили значительно меньше. Дело в том, что Япония в 1904 году приняла программу строительства на собственных верфях сразу 32 однотипных миноносцев в 381 т, которые начали вступать в строй вскоре после окончания войны. Разумеется, ценность разнотипных и заметно устаревших русских кораблей была невелика. Поэтому "Фумидзуки" ("Сильный"), "Сикинами" ("Гайдамак"), "Макикумо" ("Всадник") и "Сацуки" ("Бедовый") исключили из списков флота уже в 1913 году. Из них только последний продолжал использоваться - в качестве плавучей мишени - и был сдан на слом в 1922 году .

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА

За время войны Япония захватила немало торговых судов, но мы ограничимся рассмотрением лишь тех, что вошли в состав ВМС. Часть этих трофеев оказалась в руках японцев уже в первые дни войны и даже до ее начала. Так, пассажирский пароход Доброфлота "Екатеринослав" (1896 г., 9570 т/5267 BRT, 137,1 х 15,6 х 5,26 м, 3200 л.с, 12,6 уз.) был задержан в Пусане уже 6.2.04, а через 4 дня та же участь постигла находившийся в Нагасаки лайнер пароходства КВЖД "Маньчжурия". Днем раньше одноименное судно Русской Восточно-Азиатской компании (1900 г., 10000 т/6193 BRT, 124,96 х 15,04 м, 2500 л.с, 10 уз.) было остановлено в Желтом море (недалеко от Порт-Артура) крейсером "Такасаго".

Обе "Маньчжурии" вступили в строй как вспомогательные крейсера "Манею" и "Канто", причем последний, бывший пароход Восточно-Азиатской компании, японцы вооружили двумя 120-мм пушками .

Но самым ценным трофеем оказался, пожалуй, вспомогательный крейсер "Ангара", затопленный в Порт-Артуре 16.10.05 от огня 280-мм осадных гаубиц. В прошлом "Ангара" представляла собой пассажирский пароход Доброфлота "Москва" (1898 г., 12050 т/7267 BRT, 148,43 х 17,73 х 7,5 м, 16800 л.с, 20 уз.) и отличалась типично крейсерской энергетической установкой: 30 котлов Бельвиля и 2 паровые машины тройного расширения позволяли судну развивать 20 узлов. В 1903 году корабль мобилизовали в качестве вспомогательного крейсера, но в годы русско-японской войны он служил преимущественно госпитальным судном.

После захвата Порт-Артура японцы подняли "Ангару" одной из первых - уже в мае 1905 года. Переименованный 3.6.05 в "Анегаву" корабль был зачислен в списки флота микадо 8.3. 06 в ранге посыльного судна. Высокая скорость хода, отличная мореходность и большой радиус действия пришлись по вкусу новым хозяевам, и фактически "Анегава" выполняла роль крейсера. Более того, когда в преддверии первой мировой войны Япония приняла амбициозную "Программу по созданию нового флота" (более известную как "программа 8 - 8", т.е. 8 новых линкоров и 8 линейных крейсеров), в нее включили строительство сначала одного, затем двух и, наконец, трех "крейсеров специального назначения", представлявших собой развитие "Анегавы" . Программа, правда, так и осталась невыполненной, но некоторые черты бывшей "Ангары" можно заметить в построенных уже после первой мировой войны легких крейсерах-скаутах.

DuShYap007.jpg

"Сагами", 1908 г.

DuShYap008.jpg

"Суво", 1908 г.

Оглавление

Hosted by uCoz