"Азо", 1923 г.
Впрочем, такое исключительное и на первый взгляд необъяснимое внимание японцев к бывшему русскому пароходу в действительности вполне закономерно. Адмиралы страны Ямато долгое время требовали от кораблестроителей создания кораблей с чрезвычайно мощным вооружением при минимальных размерах (кстати, подобной практикой грешили многие страны, в том числе и СССР, особенно в 30-е гг.). Увы, выполнение этих требований подчас приводило к плачевным результатам. Так, построенный в 1886 году во Франции крейсер "Унеби" при водоизмещении 3615 т нес на верхней палубе 4 240-мм и 7 150-мм орудий! Неудивительно, что остойчивость корабля оказалась явно недостаточной, и "Унеби" по пути в Японию исчез в Тихом океане в октябре 1887 года. Накануне войны 1904-1905 гг. пагубность подобных запросов наконец-то осознали, и на большей части своих легких крейсеров("Мацусима", "Нанива", "Идзуми", и по некоторым данным даже на самых новых - таких, как "Читозе" и "Касаги") артиллерию облегчили вдвое. Впрочем, и это не застраховало от катастроф. В 1922 году в шторм у берегов Камчатки затонул крейсер "Нийтака". А в 1934 году во время маневров перевернулся миноносец "Томодзуру". Диагноз все тот же - потеря остойчивости из-за слишком тяжелого вооружения.
"Судзуя", 1910 г.