Оглавление

Необходимо также отметить оригинальный корабль лейтенанта С.А.Яновича, который работал над проектом подлодки изобретателя Колбасьева. Помогая ему, Янович разработал интересное решение полупогружающейся лодки малой видимости. В его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого, который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный двигатель. Корабль погружался, оставляя на поверхности небольшую рубку, а в случае необходимости, он мог нырнуть на 3-5 минут на глубину до 8 метров, продолжая движение под водой. С началом войны лодку вооружили торпедным аппаратом и 37-миллиметровой пушкой и в марте 1905 года зачислили в списки флота как "катер малой видимости "Кета". По железной дороге "катер" довезли до Амура, где Яновичу выделили деревянную баржу, приспособленную под плавбазу. На ней и отправили лодку в устье Амура. Задачей "Кеты" стала защита подступов к Николаевску-на-Амуре. 14 июня командир порта проверил готовность лодки, которая через две минуты после приказа отошла от баржи и выполнила все назначенные маневры. 16 июня лодка с баржей перешла в Татарский пролив для охраны судоходства. 31 июля экипаж лодки (3 человека) участвовал в отражении попытки японского диверсионного отряда высадиться у мыса Лазарева. На следующий день лодка находилась в море и на траверзе мыса Погиби обнаружила 2 японских миноносца. "Кета" немедленно пошла в атаку, но на близком расстоянии от цели села на необозначенную мель. Тем не менее эта атака встревожила японцев, и больше их корабли не делали попыток зайти в Амурский лиман. До осени "Кета" несла дозорную службу в Татарском проливе, причем в сентябре лодка попала в шторм и выдержала его, а плавбаза затонула. Всего "катер" прошел в 1905 году без аварий и поломок 948 миль. В 1908 году, когда корабль полностью износился, его исключили из списков флота.

Подводные лодки за время войны не одержали сколь-нибудь значительного успеха. То, что они самим фактом своего существования удержали японцев от штурма Владивостока и воспретили им плавание в Амурском лимане, было понятно немногим специалистам. Это привело к тому, что официальное мнение морских кругов о возможности применения подводных лодок было очень сдержанным. Посчитали, что это оборонительное оружие умеренной ценности. В результате острой дискуссии победило мнение о главной роли дредноутов как основы флота. Хотя еще в 1907 году собрание офицеров подплава Балтийского флота вынесло единодушное решение о нецелесообразности создания броненосного флота, не развивая подводного.

RuPL0405007.jpg

"Кефаль" во Владивостоке. Фото предоставил Э.Игнатьев

Многие офицеры подводники, в частности упоминавшийся Тьедер, были уволены в отставку, оставаясь не у дел даже после начала 1-й мировой войны. В результате такого отношения к подводному флоту до мирового конфликта, в состав русского флота вошла только одна современная боеспособная лодка -"Акула", а все остальные относились к кораблям, заказанным еще в 1904-1905 годах, и к моменту готовности морально устарели. К 1909 году в Русском Императорском флоте насчитывалось 32 лодки десяти типов от 17 до 500 тонн водоизмещением. Их называли "бессистемный музей различных, как бы случайно подобранных образцов". Подводным лодкам уделялось минимальное внимание. Достаточно сказать, чо первый в мире подводный минный заградитель "Краб" строили в течение 7 лет.

После заключения в 1907 году союза России с Англией и Францией, направленного против Германии, возросло значение военно-морского флота и подводных лодок в частности. По программе 1911 года 4 июня 1912 были заказаны новые удачные лодки типа "Барс", но они начали вступать в строй уже в ходе войны.

Неправильно оценив уроки войны с Японией, Россия оказалась к 1914 году с подводным флотом, имеющим очень малую боевую ценность, хотя и была единственной страной, имевшей боевой опыт использования подводных лодок.

RuPL0405008.jpg

"Челим" лейтенанта А. С. Боткина. Фото предоставил Э.Игнатьев

Оглавление

Hosted by uCoz