Оглавление

Пароходы К.В.Ж.Д.

БОРИС ЛЕМАЧКО

StmbKVZD001.jpg

В истории русского торгового мореплавания деятельность морского пароходства общества Китайской Восточной железной дороги - одной из крупнейших судоходных компаний на Дальнем Востоке, сыграла весьма заметную роль в освоении окраин России и в развитии связей со странами Тихоокеанского региона.

Учредителем-основателем этого пароходства стало общество Китайской Восточной железной дороги. Общество ставило перед собой задачу кратчайшим путем соединить Сибирскую железную дорогу с Владивостоком. Позже русское правительство дало обществу задание построить Южно-Маньчжурскую железную дорогу, которая соединила бы Транссибирскую магистраль с побережьем Желтого моря, где планировалось построить первоклассный глубоководный порт Дальний.

Строители дороги не ограничивали себя планами создания рельсового пути через Сибирь и Маньчжурию, имея в виду и организацию пароходного сообщения между портами русского Дальнего Востока и портами Китая, Кореи, Японии, а в перспективе с портами Америки и Европы. Но для этого правление общества должно было получить право содержать океанское пароходство. Такое право было закреплено за обществом "Высочайшим повелением" Николая II от 12 июня 1898 года.

Утвержденное царем положение ставило перед пароходством задачу удовлетворения потребности в срочном морском сообщении на русском Дальнем Востоке, а также продолжение Великого Сибирского пути с помощью судов до портов стран Тихого океана. Морское пароходство КВЖД, как именовалось оно официально, было чисто русским предприятием: учредительный капитал был русским, управлялось оно русскими людьми.

Первым управляющим пароходства до 1 января 1901 года был отставной капитан 2 ранга А.Н. Бостельман, затем капитан 2 ранга в отставке Д.М.Кочетов, которого в 1903 году сменил Ф.Ф. Классинг. Сначала управление Морского пароходства находилось в Порт-Артуре, а в ноябре 1902 года оно было переведено в Дальний.

Чтобы выполнить принятые обязательства по перевозке строительных материалов, необходимых при прокладке железной дороги, общество КВЖД приобрело в 1898 году в Англии три первых парохода: "Гирин", "Мукден" и "Цицикар", которые сразу же приступили к работе.

С 1 января 1900 года русское правительство возложило на пароходство обязательства по морскому сообщению между портами Приамурского края, Китая, Кореи и Японии, осуществлявшееся ранее пароходством М.Г. Шевелева. Для этого в 1899 году в Англии были куплены "Сунгари" и "Нингута", а у Шевелева вместе с правительственным контрактом приобрели пароход "Новик", обслуживавший линии залива Петра Великого.

В 1898 году общество купило буксирные пароходы "Сибиряк" и "Лифат", которые стали использоваться в прибрежных районах на проводке барж с железнодорожными материалами, а для выполнения рейсов между Порт-Артуром и Чифу на заводе "Бойд и Компания" в Шанхае в 1899 году был построен грузопассажирский буксирный пароход "Инкоу".

В связи со значительным ростом грузопассажирских перевозок между Владивостоком и Порт-Артуром, у Северо-Германского Ллойда в 1899 году был спешно куплен пароход "Гогенцоллерн", переименованный в "Уссури". Судно имело большие классные и твиндечные пассажирские помещения, грузовые трюмы достаточной для этой линии вместимости, хороший ход - до 13 узлов. К сожалению, 11 мая 1900 года оно погибло на камнях островов Хирадо около Нагасаки.

Оглавление

Hosted by uCoz